Самое смешное в наших нынешних банановых разборках с Эквадором — мало кто представляет в принципе, что за фирмы поставляют нам приятные жёлтые плоды. Нередко в российских магазинах я видел бананы, доставленные из Эквадора фирмой Chiquita (в переводе — «Малышка»). Историю этого концерна теперь знают лишь редкие специалисты — из тех, кто ещё помнит изрядно забытую «Юнайтед Фрут Компани». Эта контора в своё время прославилась тем, что ради бананов погубила сотни тысяч людей и легко свергала правительства в Южной Америке во имя прибыли, преследуя главную цель — бананы для американских покупателей должны стоить дёшево. Ничего личного, просто бизнес.
Стоили, как чёрная икра
«Юнайтед Фрут Компани» образовалась в США в 1899 году и получила известность благодаря популяризации бананов — не только в Америке, но и во всём мире. Ещё в середине XIX века бананы были для американцев как чёрная икра — дороги и недоступны. Но именно «Юнайтед Фрут» построила сто кораблей (фирменным отличием стал белоснежный цвет) с холодильниками и в краткие сроки завалила американский рынок элитной продукцией за бесценок. По причине её действий стоимость бананов, ранее не выдерживавших никакой транспортировки, упала в 40 (!) раз. За кулисами такой дешевизны стояли довольно крутые интриги, о чём покупатели из США не знали. Например, в 1911 году президент Гондураса Мигель Давила предоставил в собственность «Юнайтед Фрут» все лучшие плантации бананов в республике. Но конкуренты из компании «Куямел» (тоже американцы) не дремали: они наняли наёмников, чьи отряды вторглись в Гондурас и свергли президента, заменив на свою марионетку — генерала Мануэля Бонилла. Тот отнял плантации у «Юнайтед Фрут» и передал «Куямел»: в результате на какое-то время у этой корпорации стали самые дешёвые бананы в США.
Братские могилы сборщиков
Рядовые американцы радовались низкой цене на любимый фрукт и понятия не имели, что за этим стоит. В 1928 году колумбийские сборщики бананов потребовали от «Юнайтед Фрут» дать им хоть один день отдыха в неделю. Они вкалывали, как рабы — без выходных, 10 часов в день, и им даже не платили денег: давали купоны на еду, продававшуюся в лавках компании. Жили рабочие в бараках, кишевших клопами, высокая смертность была обычным делом. «Юнайтед Фрут» переговоры вести не стала — она заплатила полиции Колумбии, и полицейские убили до 2 000 человек: до сих пор в республике строители натыкаются на братские могилы с трупами. Придя в ужас от расправы, колумбийцы требования сняли и продолжили пахать без выходных. В 1929 году «Юнайтед Фрут» приобрела своего главного конкурента «Куямел» и стала контролировать 80% экспорта бананов в США. Число работников компании достигло 150 000 человек, она прокладывала собственные железные дороги, заказывала киллерам по всей Южной Америке убийства профсоюзных лидеров, подкупала политиков и генералов полиции и почти нигде не платила налоги. В каких-то странах (как Коста-Рика, Гондурас или Колумбия) главной властью являлась компания «Юнайтед Фрут», а вовсе не местное правительство.
Кремль отнимет бананы
В 1953 году президент Гватемалы Хакобо Арбенс передал неиспользованные банановые плантации «Юнайтед Фрут» нищим крестьянам и предложил взамен выплатить компенсацию: $594 000. Компанию такое самоуправство взбесило. Она потребовала денег во много раз больше — $15 800 000, хотя получила землю от предыдущего правительства бесплатно. Арбенс отказался, и «Юнайтед Фрут» поступила, как обычно — использовала свои связи и финансы, договорилась с ЦРУ и профинансировала военное вторжение в Гватемалу. Тем более что совладельцем «Юнайтед Фрут» (разумеется, чисто случайно) являлся Джон Фостер Даллес — старший брат директора ЦРУ Аллена Даллеса, который тоже получал выплаты из кассы компании. Главная мотивировка была следующей: бананы для американцев не должны подорожать, они стали любимым лакомством граждан США. Второй темой шёл антикоммунизм: дескать, иначе Москва поставит в Гватемале «красного президента» — что полное враньё, ибо в Москве тогда понятия не имели, где находится Гватемала. Наёмники ЦРУ свергли Арбенса и посадили в кресло полубезумного диктатора Армаса. Это привело к 36-летней гражданской войне и гибели в Гватемале 200 тысяч человек. Зато бананчики для американцев не выросли в цене. Удачная демократизация получилась, загляденье одно.
Выбросился из небоскрёба
После демонстративного государственного переворота, организованного торговцами фруктов из США, все президенты Центральной и Южной Америки пикнуть боялись и отдавали бананы за бесценок. «Юнайтед Фрут» владела плантациями общей площадью в 14 000 (!) километров, подключая к своей империи новые страны: в «зону продукции» входили Гватемала, Гондурас, Эквадор, Колумбия, Куба, Коста-Рика и Ямайка. Компания по-прежнему платила сборщикам бананов гроши и не отдавала в бюджеты республик ни копейки. За малейшее недовольство сборщиков убивали, а трупы сбрасывали в море. Плантации выжимали досуха — ввиду использования химикатов, земля там спустя какое-то время становилась мёртвой. На экологию всем было плевать. Публика в США радостно раскупала бананы со скидкой. «Юнайтед Фрут» чувствовала себя прекрасно, став одной из богатейших компаний в Америке. Но она не учла одного — времена изменились, и информация о её деяниях стала просачиваться в американскую прессу. В газетах США еле замяли скандал, что «Юнайтед Фрут» подкупала чиновников в Гондурасе, дабы снижать налоги на экспорт бананов. В 1975 году военные свергли ставленника «ЮФ» в Гватемале, диктатора Лопеса Арельяно — и американские граждане в ужасе прочитали об адских условиях труда в этой стране. В этом же году глава компании Эли Блэк (контора к тому времени уже называлась «Юнайтед Брендс») выбросился из небоскрёба в Нью-Йорке.
Шоколад и трупы
Разоблачения сыпались одно за другим. И в Америке, и в Европе узнали всё — и гибель сотен тысяч людей ради бананов, и государственные перевороты, и братские могилы. Скандал разросся до такой степени, что замолчать его было невозможно. Компанию тишайше переименовали в «Чикита Брендс Интернейшнл». Это подействовало — с годами всё забылось: как корпорация свергала президентов, покупала персонально директора ЦРУ, внедряла рабский труд, а люди из-за неё умирали, как мухи: конкретно ей мы и обязаны появлению термина «банановая республика». Бананы «Чикиты» (те самые, из Эквадора) и сейчас можно встретить в российских продуктовых магазинах. Выступаю ли я против покупки этих бананов? Ну, что вам сказать. Весьма приличное количество продукции мировых корпораций чем-то замарано. Слишком от многого тогда придётся отказаться. Не носить кроссовки «адидас», ибо владельцы фабрики состояли в НСДАП. Не есть бельгийский шоколад, поскольку в Конго колонизаторы убили 15 миллионов человек. Не пить кофе — немцы заставляли племена в Руанде работать на плантациях по 15 часов в день. Многие ли задумаются об этом над утренней чашкой? Да никто. Но вот знать историю компаний, продающих нам товары, интересно. Это я вам и рассказал.