Как выяснил “Ъ”, президент РФ Владимир Путин поручил подумать об изменении правил выдачи квот на вылов краба, что может привести к переделу рынка объемом 120 млрд руб. в год. Неизвестные авторы в письме президенту предлагают разыгрывать квоты на открытых аукционах без каких бы то ни было гарантий для компаний, владеющих квотами сейчас, а также отказаться от выдачи квот под строительство судов. Собеседники “Ъ” считают, что нововведения нужны для выхода на сложившийся рынок нового крупного игрока — возможно, Русской рыбопромышленной компании. Действующие участники рынка уверены: предлагаемые меры приведут к отказу от строительства краболовных судов на российских верфях.
“Ъ” удалось ознакомиться c резолюцией Владимира Путина от 3 ноября на письмо, в котором предлагается кардинально пересмотреть выдачу квот на вылов краба. Согласно резолюции, предложения должны быть рассмотрены помощником президента Андреем Белоусовым. Автор письма неизвестен, “Ъ” не удалось найти первую страницу, где обычно указываются исходящие данные, при этом резолюция президента, вопреки стандартной практике, стоит на второй странице. На последней странице подпись авторов отсутствует. Однако источники “Ъ” уверены в подлинности письма, и на текущей неделе намечено отраслевое совещание, на котором будут обсуждаться внесенные предложения.
Авторы письма предлагают две главные новации. Во-первых, отказ от исторического принципа распределения квот на вылов краба и переход на их выдачу на основе открытого аукциона сроком на 10 лет, а не на 15 лет, как сейчас. При этом уже в 2019 году предлагается провести аукционы на квоты в размере 60 тыс. тонн, выданные в 2009 году, срок действия которых истекает в 2018 году (для сравнения: в 2016 году в РФ добыто 74 тыс. тонн краба). Исторический принцип распределения квот предполагает, что компании, получившие квоты в 2000-х годах, автоматически продлевают их на следующий период, если соблюдают условия вылова. При переходе на аукционы никакой гарантии продления квот уже не будет, поскольку компании должны будут соревноваться по цене. Вторая новация — отказ от инвестиционных квот для краба (когда компании могут получить квоты, пообещав построить суда-краболовы в РФ) под тем предлогом, что «строительство краболовных судов в силу их низкой технической вооруженности не создаст предпосылок для развития высокотехнологичного отечественного судостроения».
Собеседники “Ъ” в отрасли считают, что такие решения могут быть выгодны новому крупному игроку с существенными финансовыми ресурсами, который хочет зайти на рынок и вытеснить мелкие компании. Так, источники “Ъ” называют Русскую рыбопромышленную компанию (РРПК), основные бенефициары — Глеб Франк и Максим Воробьев. В мае РРПК впервые вышла на рынок краба, выиграв несколько тендеров на вылов. В РРПК не предоставили комментарий. При этом в письме упоминаются эти тендеры, в ходе которых за квоты на вылов 5 тыс. тонн краба победители заплатили 24,8 млрд руб., «что превышает совокупную налоговую отдачу от всей рыбной отрасли за год». В Росрыболовстве “Ъ” сообщили, что официальной информации по поводу письма не получали.
Россия является крупнейшим экспортером краба в мире. По словам собеседников “Ъ”, объем рынка краба РФ можно оценить в 110–120 млрд руб. в год, его стоимость колеблется в зависимости от вида и типа (живой либо сваренный) в диапазоне $10–30 тыс. за тонну. Квота на вылов краба на этот год составляет 80 тыс. тонн в Дальневосточном бассейне и 15 тыс. тонн — в Северном. В Северном бассейне крупнейшим игроком является Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК), его возглавляет Алексей Заплатин, гендиректор АО «Архангельский траловый флот» и ООО «СЗРК-Мурманск».
Долями в этих компаниях напрямую или опосредованно владеют петербургские бизнесмены Дмитрий Озерский, Геннадий и Мария Миргородские. На Дальнем Востоке — «Океанрыбфлот» (совладельцы Валерий Пономарев, Игорь Евтушок и Де Ен Тяк), Тихоокеанская инвестиционная группа Сергея Дарькина и ряд других игроков.
Действующие участники рынка, а также судостроители называют обе предлагаемые в письме меры ударами по своим отраслям. Аукционная система распределения квот начала 2000-х годов признана пагубной, отмечает глава Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. После первых аукционов по крабу 2004 года было принято решение не возвращаться к подобной схеме — большинство предприятий разорилось, и на рынке остались игроки, работающие за счет иностранных кредитов, добавляет глава Ассоциации краболовов Севера Татьяна Соколова.
По мнению господина Дуплякова, изменение правил игры поставит на грань разорения более 60 дальневосточных компаний и грозит потерей 3 тыс. рабочих мест.
В СЗРК считают предложенные меры «тревожным сигналом для рынка». «Пользователям этого вида ресурса придется менять стратегию: надо будет готовить средства к новым аукционам, окупать эти вложения в течение следующих десяти лет, готовить средства на очередные аукционы через десять лет и при этом еще зарабатывать какую-то прибыль»,— отмечает глава совета директоров СЗРК Дмитрий Озерский. «Получается, если бизнес становится прибыльным, нужно будет выкупить его на аукционе еще раз»,— добавляет он. Собеседники “Ъ” подчеркивают: если компаниям с существующим флотом не удастся выиграть квоты, ситуация будет толкать их к браконьерству.
Исключение крабов из инвестиционных квот ставит крест на строительстве новых судов на российских верфях, уверен Александр Дупляков. Как говорил в середине сентября глава Росрыболовства Илья Шестаков, число новых краболовов по инвестквотам может быть ограничено 30 судами для Дальневосточного бассейна и 6–10 судами для Северного бассейна. СЗРК уже разместил заказы на шесть судов на Выборгском заводе (общая стоимость около €180 млн, строительство начнется весной 2019 года), еще один краболов для владивостокского ООО «Антей» строит «Пелла». Дмитрий Озерский заявил “Ъ”, что, если переход на аукционы будет одобрен, СЗРК будет вынужден отказаться от новых краболовов из-за дополнительных трат на аукционы и перейдет к модернизации текущего флота и покупке подержанных судов. Заместитель гендиректора ООО «Антей» Евгений Захарченко отказался от комментариев.
«У компаний теряется стимул по строительству новых судов, так как сроки окупаемости меняются и нет никаких гарантий, что они смогут выкупить на открытом аукционе необходимую им квоту»,— говорит гендиректор проектного бюро «Нордик Инжиниринг» Виталий Гвоздев. Бюро в сентябре подписало с владивостокской «Дальрыбой» соглашение по созданию проекта нового краболова. По мнению господина Гвоздева, игрокам, резко нарастившим объем квот за счет победы на аукционах, придется экстренно приобретать старые суда — за рубежом или у тех компаний, которые уйдут с рынка. Вопрос недостаточной технологической вооруженности краболовных судов преувеличен, считает директор конструкторского бюро «Восток» (входит в ЦТСС) Владимир Лисицкий: любой краболов оснащен ловушками для ловли и установкой для подачи морской воды с глубины обитания краба (в случае транспортировки в живом виде) либо фабрикой по его переработке. Он подчеркивает, что «в техническом плане краболов — далеко не баржа, хоть и уступает рыболовным судам».