Коронавирус в Москве с начала пандемии выявлен у 1,06 млн человек, 17 754 человека умерли, свидетельствуют данные федерального оперативного штаба. С 15 апреля ежедневно регистрируется от 2 тыс. до 2,8 тыс. заболевших COVID-19 в столице. Первый компонент вакцины получили свыше 1 млн москвичей, оба компонента — 820 тыс.
Если для поддержки вакцинированных горожан 60+ будет использоваться электронная платформа по аналогии с «Миллионом призов», у адресата могут возникнуть проблемы с ее получением, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Он сомневается, что пожилые москвичи легко справятся с процедурой онлайн-регистрации и получения баллов, дающих право на скидку, поскольку 90% этой аудитории до сих пор пользуется кнопочными телефонами: «Конечно, есть исключения, когда бабушки расплачиваются на кассах магазинов смарт-часами и смартфонами. Но как раз им розыгрыши и стимуляция не нужны». Эксперт считает, что нуждающихся в поддержке пенсионеров городские власти могли бы мотивировать, размещая QR-коды на товары и скидки прямо на справках о вакцинации.
Впрочем, у столичных властей уже был опыт противовирусного стимулирования пожилых жителей города: на первом пике эпидемии весной 2020 года в мэрии обещали выплачивать по 4 тыс. руб. гражданам старше 65 лет за соблюдение режима самоизоляции и «отсутствие систематических нарушений». Тогда для получения выплат пожилым гражданам достаточно было позвонить в колл-центр мэрии. В итоге 1,9 млн человек получили 7,6 млрд руб.
За рубежом программы экономического стимулирования вакцинации пока анонсировали лишь мэры небольших городов.
Так, в феврале 2021 года мэр израильского города Гиватаим Ран Коник предложил предоставить скидки на коммунальные услуги семьям, в которых привиты совершеннолетние. «Некоторые могут назвать это популизмом, но я верю в вакцины, а не в локдауны»,— написал господин Коник в своем Twitter. Мэр израильского города Лод Яир Ревиво, напротив, пригрозил непривитым гражданам отказом допускать их в муниципальные учреждения. Однако эти меры противоречили бы израильским законам и введены не были. Зато льготы и скидки для вакцинированных граждан нередко вводят частные компании. Так, один из дубайских ресторанов предлагает скидки 10% и 20% клиентам, которые могут доказать, что получили одну или две дозы вакцины от COVID-19. В США бонусы своим вакцинированным сотрудникам обещают сервис по доставке продуктов Instacart ($25), сеть магазинов Dollar General (оплачиваемый отгул) и железнодорожный оператор Amtrak. Немецкая сеть дискаунтеров Lidl платит каждому сотруднику в США, получившему прививку, по $200, а бразильский производитель мясной продукции JBS — по $100.
В России преференции для вакцинированных граждан в январе 2021 года анонсировали власти Башкирии. В частности, в республиканской администрации собирались вводить специальные паспорта вакцинации, обладатели которых могли бы рассчитывать на скидки при посещении бассейнов, фитнес-центров, на автобусных экскурсиях по Уфе или при покупке пряжи. Идею тогда подвергли критике спикеры Госдумы и Совета федерации Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко, а вице-премьер Татьяна Голикова назвала введение таких паспортов нецелесообразным. В итоге башкирские власти сообщили, что откладывают их введение до тех пор, пока не будет вакцинирована четверть населения республики.
На национальном уровне по крайней мере два месяца назад вопрос о каких-либо экономических методах стимулирования вакцинации от COVID-19 не обсуждался.
«Никакого кнута здесь быть не может, да и пряника тоже. Здесь просто нужно объяснять людям, что это в их интересах, что это для их собственного здоровья и безопасности необходимая вакцина»,— заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 11 февраля. Вице-премьер Татьяна Голикова и Минздрав РФ даже в случае, когда речь шла о вполне естественных преференциях для привитых граждан в сфере внутреннего туризма, были категорически против смешения потребительских или экономических способов стимулирования вакцинации с чисто медицинскими. Это соответствует традиционной позиции медиков: так, в базовом документе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Принципы и соображения относительно включения вакцины в национальную программу иммунизации» в принципе не обсуждаются какие-либо моменты, связанные с немедицинскими способами стимулирования прививочных кампаний. Преференции для вакцинированных, по сути, воспринимаются ВОЗ как форма позитивной дискриминации по признаку иммунизации.
Москва, сохраняющая лидерство в РФ по числу выявленных случаев коронавируса, может остаться главной мишенью и для гипотетической «третьей волны» эпидемии. Напомним, в течение первого коронавирусного года столичные власти делали ставку на административные стратегии. Так, одним из главных инструментов воздействия на эпидситуацию было «отключение» льготного проезда в общественном транспорте для пенсионеров и инвалидов. Эта мера, впрочем, по существу, была экономической — в течение большей части года речь шла не о запрете перемещения, а о заморозке льгот на оплату проезда.
Слова Сергея Собянина о новом осложнении эпидобстановки в апреле можно рассматривать и как «управляющий сигнал», и как констатацию фактической статистики заболеваемости.
Представители мэрии и городского здравоохранения в течение нескольких недель — практически с момента возобновления транспортных льгот для пенсионеров — заявляют о росте числа коронавирусных госпитализаций пожилых горожан. Впрочем, в ежедневном и даже еженедельном режиме данные о возрастной структуре заболеваемости COVID-19 недоступны, как и данные о популярности и ходе вакцинации в разных возрастных группах. Не исключено, что к идее экономического стимулирования иммунизации пенсионеров мэрию заставляет прибегнуть снижение темпов вакцинации в старших возрастных группах, а оно, в свою очередь, может быть связано с тем, что пожилые горожане, не предубежденные против прививки, уже ее сделали. Впрочем, социологических исследований, показывающих, как предубеждения против прививок в России в целом и в Москве распространены среди разных возрастных групп, пока нет, по крайней мере в открытом доступе.
Тем не менее даже начало обсуждения столичной программы «скидок за прививку» может оказаться мини-революцией. С одной стороны, мэрия Москвы с начала прошлого года остается примером для властей других регионов при принятии решений о том, какие меры допустимы в борьбе с эпидемией. С другой стороны, хотя на национальном уровне экономическое стимулирование вакцинации по-прежнему маловероятно, альтернативой ему может быть административное давление в пользу вакцинации, а это едва ли та мера, на которую и федеральные, и региональные власти охотно согласятся после года пандемии и в преддверии парламентских выборов.