Три года назад на МКС обнаружилось отверстие, через которое уходил воздух. Его благополучно заделали, однако официально ни "Роскосмос", ни NASA причину появления дефекта не объяснили. При этом, как выяснили "Известия", на сегодняшний день можно выдвинуть как минимум две версии, объясняющие произошедшее на орбите. По данным источников редакции, "автором" отверстия могла стать астронавт Серина Ауньон-Ченселлор. По предположению собеседников "Известий", таким образом женщина хотела добиться эвакуации экипажа станции на Землю. Согласно первой версии, предшествовать этому неординарному поступку могли проблемы со здоровьем - в шейной вене Серины был выявлен тромб, ставивший под угрозу её жизнь. А вот вторая версия заключается в том, что астронавт не могла находиться в замкнутом пространстве из-за ссоры с ещё одним членом экипажа, который состоял с ней в романтической связи. В том, чего в этой истории больше - медицины или страсти, разбирались "Известия".
30 августа 2018 года на МКС упало давление. Как выяснилось позднее, воздух уходил через отверстие в бытовом отсеке "Союза МС-09", прямо за санузлом. По сведениям источника ТАСС, после осмотра места ЧП космонавты нашли семь попыток сверления и одну сквозную дыру. Её космонавты вскоре заделали специальным герметиком, но после этого встал вопрос о причинах появления отверстия.
Созданная комиссия сочла маловероятной версию производственного брака или халатности при сборке корабля на Земле. Оставался один вариант: отверстие просверлил кто-то из членов экипажа. Заметим сразу: теоретически просверлить отверстие и остаться незамеченным было возможно. Астронавту следовало проникнуть на "Союз" и закрыть за собой люк. Вибрация до товарищей не донеслась бы, а шум заглушили бы вентиляционные системы станции - во время сна космонавтов его уровень составляет около 50 дБ. Предположим, что герметично закрытый люк забирает около 20-30 дБ. Но и оставшихся децибелов вполне достаточно, чтобы сверление не выделялось на общем шумовом фоне.
Через некоторое время стали появляться сообщения о том, отверстие сделала астронавт NASA Серина Ауньон-Ченселлор, которая в то время находилась на МКС. В частности, такой вариант озвучили лётчик-космонавт РФ Елена Кондакова и бывший директор космодрома Байконур Евгений Раковский.
Впрочем, официально эту информацию до сих пор не подтверждает ни "Роскосмос", ни NASA. И это неудивительно. Если Серина и правда совершила такой поступок - это, по сути, покушение на убийство: разгерметизация могла коснуться всей МКС, и экипаж мог погибнуть.
Изучив ситуацию, "Известия" пришли к выводу, что существует минимум две версии, которые могут объяснить поступок астронавта. А теперь разберёмся с каждой из них.
Первая версия гласит, что Серина хотела вернуться на Землю из-за проблем со здоровьем, так как в её шейной вене образовался тромб. И вот что говорит в пользу такой теории. В ноябре 2019 года была опубликована научная статья на тему того, связано ли длительное пребывание в невесомости с повышенным риском тромбоза яремных вен. Так называют вены шеи, по которым происходит отток крови из полости черепа к сердцу.
Источник "Известий", знакомый с исследованиями влияния невесомости на организм человека, сообщил, что учёные занимаются проблемами тромбообразования на МКС уже давно. Однако эта научная статья появилась в 2019 году. И одним из её авторов была... Серина. Более того, в самом начале 2020-го появилось письмо в издании The New England Journal of Medicine на ту же тему - образование тромбов в невесомости. И одним из его авторов снова оказалась Ауньон-Ченселлор.
В первой научной работе говорится, что из 11 членов экипажа МКС (в исследование вошли астронавты из нескольких экспедиций) у шести человек был обнаружен застой кровотока в яремной вене примерно на 50-й день полёта. Однако лишь у одного из них во время космического полёта развился тромб в шее. Причём в статье сообщается, что тромб обнаружил сам астронавт, который и проводил исследование влияния невесомости на кровоток. До полёта на МКС склонности к тромбообразованию не было ни у него, ни у его родственников.
- Человеческий организм приспособлен к существованию в условиях земной гравитации, - пояснила врач-кардиолог "СМ-Клиники" Дарья Сергеева. - И в условиях невесомости исчезает значительная часть той силы, которая вызывает ток крови по венам сверху вниз. Поэтому для профилактики тромбозов на МКС используются специальные аппараты, которые за счёт вакуумного воздействия на нижнюю половину тела симулируют воздействие земной гравитации и улучшают нормальный отток крови от головы к ногам.
Легко предположить, что факт образования тромба, описанный в статьях Серины, - именно её случай. А с помощью сверления отверстия в корпусе корабля она хотела ускорить своё возвращение на Землю. Просьба о срочной эвакуации с МКС - это ЧП, срыв исследовательской программы и к тому же огромные финансовые затраты. Если астронавт возвращается с МКС по причине проблем со здоровьем, это конец его карьеры в космосе. Но вот если что-то происходит с самой станцией, то "Роскосмос" и NASA обязаны вернуть людей на Землю, причём без ущерба их карьере.
После появления отверстия диаметром около 2 мм давление на станции падало примерно на 0,8 мм ртутного столба в час. С такой скоростью станция полностью лишилась бы воздуха за 18 дней. Понятно, что полная разгерметизация станции вынудила бы "Роскосмос" и NASA принять решение об эвакуации. Впрочем, крайние меры не понадобились - дырка была успешно заделана.
После обнаружения тромба в шее члена экипажа МКС, как рассказывается в статье, начались дискуссии с участием специалистов на Земле. Риски тромбоэмболии сравнивались с рисками после приёма антикоагулянтов (препараты против свёртывания крови). В аптеке космической станции имелось 20 ампул, содержащих по 300 мг эноксапарина (антикоагулянт, применяется для профилактики венозных тромбозов и тромбоэмболии). Но не было никакого препарата, который вернул бы свёртываемость крови в норму.
В итоге было принято решение начать лечение эноксапарином в дозе 1,5 мг на килограмм массы тела один раз в сутки. Доза была снижена до 1 мг на килограмм один раз в день через 33 дня, потому что в противном случае лекарство закончилось бы до момента прилёта на станцию грузового корабля. Он доставил апискабан (антитромботическое лекарство), протамин (устраняет способность других лекарств тормозить свёртываемость крови) и концентрат протромбинового комплекса.
Поток крови через поражённый сегмент вены впервые был отмечен на 47-й день лечения, но только при особой технике вдоха - с закрытыми ртом и носом, отмечается в статье. Ультразвуковое исследование сразу после приземления выявило спонтанный кровоток в положении лежа на спине. Остаточный тромб был прижат к стенке сосуда, и лечение прекратили. Через десять дней после приземления образование исчезло. При контрольном обследовании, проведённом через шесть месяцев после возвращения на Землю, у астронавта не было никаких признаков тромба.
"Известия" написали на указанную в статье почту Серины письмо с просьбой уточнить, была ли она на МКС в момент обнаружения тромба у одного из членов экипажа, а также попробовали узнать его имя. Однако астронавт на письмо не ответила.
Одним из авторов этой статьи является ведущий научный сотрудник ИМБП РАН, врач по космической физиологии и медицине высшей категории Ирина Алферова. "Известия" связались со специалистом, но отвечать на вопрос, у кого из членов экипажа МКС был обнаружен тромб, она отказалась.
- К сожалению, это закрытые индивидуальные данные и огласить я их не могу, - сообщила эксперт. - Отмечу, что случай образования тромба у космонавта на МКС единичный. Это была некая особенность организма, которая на Земле никак не проявлялась и не могла быть обнаружена в проводимых до полёта исследованиях. Изложенная в статье информация была получена в ходе российско-американского научного эксперимента под названием "Перемещение жидкостей". Использованная в ходе этого эксперимента аппаратура позволила обоснованно и убедительно описать влияние невесомости на свёртываемость крови. К слову, в эксперимент входили самые разные исследования, а не только влияние невесомости на особенности функционирования сердечно-сосудистой системы.
Теоретически, обнаружив у себя тромб, Серина сама могла оценить состояние своего здоровья и наличие угрозы для жизни: астронавт имеет медицинское образование и опыт работы в условиях невесомости.
Во мнении относительно опасности обнаруженного тромба опрошенные "Известиями" эксперты расходятся.
- Если бы тромб оторвался, он попал бы в систему лёгочного кровообращения через правое предсердие и правый желудочек, - считает интенсивный терапевт в кардиохирургической реанимации Российского научного центра хирургии имени академика Б.В. Петровского Роман Комнов. - И могла бы произойти так называемая тромбоэмболия ветвей лёгочной артерии, то есть закупорка тромбом. Это привело бы к возникновению острой дыхательной недостаточности, а то и к смерти. Астронавт, полагаю, сильно испугалась, так как хорошо понимала это.
Микрососудистый хирург лечебно-диагностического центра ЦКБ РАН Александр Лебедев придерживается мнения, что смерть астронавту не угрожала.