Дикое веселье и безумные вопли победителей на фоне пустых трибун, завешанных баннерами, в конце сентября смотрелось очень необычно. Как и появление в составе «Тампы» на шестую игру четвертого россиянина — нападающий Волков до этого весь «пузырь» провел в глухом запасе. Речь Гэри Беттмэна чуть ли не в первый раз за все время его работы на посту комиссионера НХЛ не сопровождалась обструкцией и свистом. Болельщики могли слать ему лучи ненависти, лишь сидя у экранов и мониторов. В этой картине можно углядеть даже что-то сюрреалистичное.
Сезон получился уникальным на фоне охватившей весь мир «короны». В плей-офф бились сразу 24 команды, которые за небольшим исключением восьмерки «сеянных» находились в абсолютно равных условиях после четырехмесячной паузы. Однако вопреки многочисленным прогнозам, которые обещали поток сенсаций с непредсказуемым победителем, все завершилось без малейшего намека на чудо, почти прозаично.
«Тампа» в своем нынешнем виде — образец идеального чемпиона в эпоху потолка зарплат. Он строился по кирпичику через толковые драфты, прозорливые обмены и рачительные продления контрактов на протяжении нескольких лет. Стэмкос, Хедман и Киллорн достались Стиву Айзерману в наследство. Но победную команду проектировал и строил именно он, и только отделку самостоятельно оформлял его прежний ассистент и последующий преемник Жюльен Брисбуа.
Разные чемпионы
Стать обладателем Кубка Стэнли по счастливому стечению обстоятельств и тем более случайно совершенно невозможно. Формат турнира изначально подразумевает шестнадцать побед на пути к титулу. Однако если рассуждать одновременно о закономерности и справедливости чемпионства, то за последние лет десять в НХЛ рядом с нынешней «Тампой» можно поставить только «Лос-Анджелес"-2012.
Тогда «Короли» попали в плей-офф только с восьмого места на Западе, но дальше включили «режим бога» и проиграли всего четыре матча, включая два поражения в финальной серии с «Нью-Джерси». Сейчас «Болтс» так мощно не доминировали и уступили в шести встречах. После того, как команда во втором раунде принялась дожимать «Бостон», то очертания чемпионства стали для нее реальными.
«Сент-Луису», «Вашингтону», «Питтсбургу» и «Чикаго», которые выигрывали титул в последнее время, требовалось совершать спортивные подвиги, выцарапывая в свою пользу семиматчевые серии или спасаясь с 0-2. Там хватало нерва и драмы. А что же «Тампа»? Запоминающимся вышел только дебютный матч с «Коламбусом» в первом раунде, когда пришлось дважды отыгрываться, а победу удалось вырвать только в пятом овертайме. В дальнейшем для «Лайтнинг» все текло своим чередом, местами даже буднично. Не считать же 0-1 на старте серий с «Бостоном» и «Далласом» невероятно интригующим сценарием.
Четыре суперзвезды
Ведрами одну неприятную субстанцию «Тампа» глотала не один сезон. Поражение в финале-2015 от «Чикаго», вылет в 2018-м от «Вашингтона» в решающей серии Востока после счета 3-2 в свою пользу, позорное поражение год назад всухую от «Коламбуса» уже в первом раунде. В один момент казалось, что звездная по именам команда кем-то проклята во веки веков.
Если очень захотеть, то начать новую жизнь можно и в солидном возрасте. Главный тренер Джон Купер сумел перестроиться. Лучший бомбардир Кучеров тоже изменился в лучшую сторону, перестав срываться на весь мир по любому поводу. Генеральный менеджер Брисбуа отлично поработал на рынке, добавив в состав несколько качественных работяг-силовиков.
«Тампа» в отличие от прошлых лет перестала ассоциироваться с галантным аристократом, избегавшем грязной работы. Теперь это талантливый ремесленник, научивший делать шедевры своими руками. О том, за счет чего удалось совершить такую трансформацию, игроки и тренеры команды еще обязательно расскажут. Материал для творчества у Купера был шикарный.
Сразу четыре человека (вратарь Василевский, защитник Хедман, центрфорвард Пойнт, вингер Кучеров) в составе считаются звездами первой величины, одними из лучших в своем амплуа в мире, и могли примерно в равной степени претендовать на «Конн Смайт Трофи» — приз самому ценному игроку плей-офф.
О том факте, что почти весь плей-офф команда отыграла без своего травмированного капитана и одного самого высокооплачиваемых игроков, вспомнилось только после финальной сирены. Камера выхватила Стэмкоса, праздновавшего победу вместе со всеми. Он внес свой вклад в общий успех, сыграв несколько минут и забив гол в четвертой игре финала.
Будущее «Тампы»
Вопрос «что делать дальше» всплывает почти сразу после того, как завершился триумф. «Корона» не позволит пока хоккеистам «Тампы» устраивать всенародные гуляния и плюхаться животом на дно фонтанов. А вот у менеджмента работы будет невпроворот. Лидеры находятся в самом соку и привязаны длинными контрактами к Флориде надолго: Василевский до 2028-го, Кучеров до 2027-го, Хедман до 2025-го, Макдона до 2026-го и лишь Пойнт до 2022-го. Да и кто из них в здравом уме захочет менять теплый штат с замечательным климатом и низкими налогами на что-то другое?
Основная проблема заключается в ближайшем окружении, которое играет по большой части роли второго плана. Истекают контракты у ограниченно свободных агентов Сергачева, Черняка и Сирелли. Потолок в ближайшее время будет зафиксирован на отметке в 81,5 миллиона, поэтому места для маневра почти не осталось. Для формирования состава на следующий сезон свободны всего 5,3 миллиона. Из игроков основы действующие соглашения имеют один вратарь, всего три защитника и десять нападающих. Без обменов в межсезонье не обойтись.
Агенты хоккеистов могут начать выкручивать руки. Марк Гандлер долго вел переговоры по многолетнему контракту защитника Проворова с «Филадельфией». Сергачев тоже его клиент, у него есть основания рассчитывать на большие деньги и не удовлетворяться контрактом-«мостиком» на пару сезонов, как наверняка хочет Брисбуа.
Идеальным на бумаге для клуба выглядело бы расставание со Стэмкосом, у которого под потолок еще четыре года будут идти по 8,5 миллиона. Например, канадца можно обменять в «Детройт» к Айзерману, где он станет главной фигурой. Но для «Лайтнинг» форвард живой символ клуба, выступающий за него с 2008 года. Такими заслуженными людьми в НХЛ редко разбрасываются, хотя бизнес порой диктует жесткие решения.
В уход капитана пока не верится. В отличие от других старожилов Джонсона (5 миллионов) и Киллорна (4,45). Другое дело, что найти на них покупателей не так просто с учетом их зарплат. Ближайший месяц пройдет для Брисбуа под девизом «хочешь жить — умей вертеться». Глобально команда все равно не ослабеет и ближайшие два-три года точно будет оставаться серьезным претендентом как минимум на еще один титул.