Белоголовая савка – редкий представитель семейства утиных – стала еще одним обитателем «Ноева ковчега» для малочисленных и исчезающих видов птиц, которым в течение многих лет служит Карасукский стационар Института систематики и экологии животных СО РАН (Новосибирск). Благодаря содружеству со знаменитым Новосибирским зоопарком здесь удалось сформировать единственное не только в России, но и в Европе маточное поголовье российских видов тетеревиных птиц – глухаря, тетерева, дикуши, рябчика, а также североамериканского воротничкового рябчика. Здесь также успешно содержатся и размножаются ставшие уже достаточно редкими беркуты и гималайские улары. Разведение в неволе савки – это еще один успешный проект новосибирских зоологов по сохранению биологического разнообразия.
Эта небольшая утка, несмотря на свой, казалось бы, обширный ареал, включающий Европу и Азию, повсеместно редка. Всего в мире существуют четыре основные биогеографические популяции белоголовой савки (Oxyura leucocephala): две азиатские (центрально- и южноазиатская), североафриканская и европейская (International Single Species…, 2006), при этом большинство размножающихся птиц сосредоточено всего лишь в четырех странах: Монголии, Казахстане, России и Испании.
Стабильная североафриканская и растущая испанская популяции савки – оседлые, их будущее не вызывает особых опасений. Однако численность перелетных азиатских популяций сокращается. Где зимуют эти утки, до сих пор точно не известно, но, предположительно, – на юге Каспия, в Иране и Ираке. Там птицы подвергаются немалым опасностям, связанным как с самими миграциями, так и с далеко не всегда благоприятными условиями на местах зимовок, а иногда и с безжалостным отношением со стороны человека, выражающимся в массовом хищническом истреблении птиц (Гусев, Коваленко, 1973). И эта проблема приобретает особую остроту в наше неспокойное время, ведь в странах с локальными военными конфликтами «большая политика» не только осложняет жизнь людей, но и мешает выживанию маленьких уток.
В нашей стране белоголовая савка включена в различные региональные Красные книги, в том числе Красную книгу Новосибирской области и Красную книгу РФ. Среди главных причин, вызывающих снижение численности савки, – разрушение среды обитания и чрезмерная охота. Однако у савок помимо этих, вполне «традиционных» для любого «краснокнижного» вида проблем, есть еще одна, и весьма серьезная. Связана она с другим видом уток – североамериканской или ямайской савкой (Oxyura jamaicensis) (Ruddy Ducks – «румяные утки» в переводе с английского).
По одной из версий, три пары ямайских савок в 1948 г. привез и выпустил на пруду в Слимбридже (Глостершир, Великобритания) сам П. Скотт, основатель известной природоохранной организации «SevernWildfowlTrust» (ныне «WildfowlandWetlandsTrust»). Ямайские савки прекрасно освоились на английских водоемах, акклиматизировались и натурализовались, а впоследствии освоили и континентальную Европу. Заняв большую часть угодий белоголовой савки, ямайские савки начали вступать в размножение с «аборигенами», образуя плодовитые гибриды. Первые такие помеси были обнаружены в Испании еще в 1990-х гг. (Vidal, 2012).
К настоящему времени ямайская савка проникла более чем в два десятка европейских стран, что поставило белоголовую савку в этом регионе под угрозу исчезновения (International Single Species…, 2006). Есть вероятность, что румяная утка может продолжить свое расселение и в восточном направлении, служа потенциальной угрозой и для азиатских популяций белоголовой савки (The IUCN RedList…, 2014).
Островки спасения
Один из путей сохранения биологического разнообразия – разведение в неволе редких видов животных с последующим выпуском их потомков в природу. В некоторых европейских странах были реализованы подобные программы по увеличению численности белоголовых савок. Но разведение этих уток – занятие дорогостоящее, которое требуется вести с участием хорошо подготовленных специалистов.
В Великобритании научились разводить этих птиц еще в 1970-х гг., и с тех пор английские зоологи делятся своим опытом и животными с европейскими зоопарками и питомниками, где эти птицы не только доступны для обозрения, но и успешно размножаются.
В Испании комплекс мер по защите белоголовой савки, включающий, в том числе, и разведение их в неволе с последующим выпуском в природу, позволил увеличить численность популяции с 22 голов (1977 г.) до 2,5 тыс. (2006 г.) Наиболее удачными оказались выпуски уток на Майорке, где было выпущено в природу 52 особи (в 1993 и 1995 г.). Птицы стали успешно размножаться, и рост поголовья был феноменальным: к 1997 г. численность птиц на Майорке превысила тысячу голов! (Torres, 2000).
Но такого успеха удалось добиться далеко не везде. В Венгрии и Франции программы по восстановлению численности белоголовой савки потерпели неудачу и были закрыты, несмотря на то что бюджет, к примеру, французского проекта составлял около полутора миллионов евро (Bajomi, 2003; Etangde Biguglia…, 2001).
До недавнего времени Россия не принимала никакого участия в международных программах по защите и сохранению белоголовой савки. Более того, этих «краснокнижных» птиц нельзя было встретить ни в одном российском зоопарке, и наши соотечественники могли увидеть эту редкую утку только на картинках.
Подобная экологическая безграмотность населения приводит к тому, что охотник, подстреливший савку, дивится на необычную дичь и даже не догадывается, что совершил преступление, убив птицу, принадлежащую к виду, охраняемому государством. Это, к сожалению, относится не только к савкам, но и к другим видам, уничтожаемым нерадивыми охотниками.
В сибирском питомнике
По данным Красной книги РФ (2001), к началу нового века в мире насчитывалось около 15,0—18,3 тыс. особей белоголовой савки, десять тысяч из которых обитало в пределах бывшего СССР, и около 170—230 пар – на территории России. Согласно данным 2002 г., в России на то время гнездилось не более 300—500 пар (Баздырев, Мурзаханов, 2009). При этом большая часть половозрелых особей белоголовой савки, по мнению специалистов, не принимает участия в размножении. Одно из немногих мест концентрации и гнездования этого редкого вида в России – Новосибирская область и Алтайский край. По данным экологического центра «Стриж» (природоохранной организации, работающей на территории Томской, Новосибирской областей и Алтайского края), который проводил оценку состояния численности савки на лесостепных озерах в 2012 г., здесь обитает до 40 % российского поголовья этих уток! Для сохранения и увеличения численности редких птиц сегодня предлагаются разные меры, среди которых – охрана мест обитания (создание заказников, заповедников и других охраняемых территорий), запрет рыболовства и охоты в местах гнездования уток, а также разведение птиц в неволе с последующим выпуском в природу.
Еще в ноябре 2008 г. на базе Союза охраны птиц России и центра «Стриж» была создана Национальная рабочая группа по сохранению белоголовой савки в России, в которую вошли представители 13 регионов, в которых обитает савка. Задача рабочей группы – реализация в России Международного Плана действий по сохранению савки, разработанного под эгидой Боннской конвенции о мигрирующих видах в рамках Соглашения о сохранении афро-евроазиатских водоплавающих птиц (AEWA) (Баздырев, Мурзаханов, 2009).
Белоголовой савке посвящен и один из разделов международной программы ЕАРАЗА (Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов) «Редкие и исчезающие гусеобразные Евразии», занимающейся разработкой и реализацией стратегии сохранения и восстановления численности редких видов гусеобразных путем интенсивного разведения в искусственных условиях и последующей реинтродукции их в природу, создания необходимого числа устойчивых, стабильно размножающихся и генетически полноценных группировок (искусственных популяций) редких видов гусеобразных в зоопарках и питомниках. В рамках этой программы в Карасукском питомнике и начались работы по разведению белоголовой савки.
Для начала были успешно инкубированы яйца из брошенных кладок, доставленные в питомник специалистами «Стрижа», а в 2013 г. от птиц, выращенных из этих яиц, был получен «в неволе» первый «отечественный» приплод. В отличие от европейских питомников, где савки круглогодично содержатся на открытых незамерзающих водоемах (прудах), карасукские утки ежегодно «мигрируют». Осенью они отправляются на автомобиле из питомника, где родились и выросли, в «теплые края»: на автомобиле их перевозят за 400 км – в Новосибирский зоопарк. Там птицы переживают сибирскую стужу «зимовочной стаей» в теплом павильоне с большим бассейном. Весной, в конце апреля, савки тем же способом возвращаются на «малую родину». Здесь их ожидают персональные вольеры, в каждой из которых имеется бассейн, места отдыха, гнездовый домик и все остальное, необходимое для комфортного проживания семейной пары или самки с птенцами. В вольерах проходят и все фазы размножения, от тока и яйцекладки до выращивания птенцов.
На сегодня проблема вольерного разведения белоголовой савки в условиях Западной Сибири принципиально решена, хотя еще идет отработка приемов содержания, кормления и разведения птиц, разных способов выращивания птенцов, а также поиск оптимальных кормовых рационов для молодняка и взрослых особей.
Тем не менее уже можно говорить о том, что в Карасукском питомнике формируется вольерная популяция, которую в будущем можно использовать и для выпусков птиц в природу. Для последнего существуют особо благоприятные условия, так как основные места гнездования савки в Северной Кулунде находятся как раз на озерах Карасукского и Баганского районов Новосибирской области, и птиц вольерного разведения можно будет подпускать прямо к их к диким сородичам.
ПТИЧИЙ ГЕНОЦИД
Спонтанное внедрение новых видов в природные сообщества часто приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому еще в 1997 г. IUCN (Международный союз охраны природы и природных ресурсов) учредил рабочую группу по инвазивным видам, специалисты которой сформулировали руководящие принципы по предотвращению негативного воздействия на биологическое разнообразие, вызванного агрессивными иностранными видами (Hughes et al., 2006). В том числе для сохранения белоголовой савки предпринят ряд мер, включающий уменьшение числа ямайских савок путем их отстрела или отлова.
К 2002 г. одиннадцать европейских стран участвовало в мероприятиях по сокращению поголовья ямайской савки на своих территориях. Однако отстрел птиц – очень дорогостоящее мероприятие, к тому же он может наносить косвенный урон и другим видам, хотя бы фактором беспокойства. В результате Великобритания потратила свыше 5 млн фунтов на выбраковку около 6,5 тыс. особей ямайской савки, т. е. приблизительно по 900 фунтов на птицу, сделав тем самым эту утку самой дорогой дичью в мире. Отстрелы в прямом смысле «беззащитных» птиц вызывают протесты у любителей-натуралистов. Возникшая в прессе полемика противников и сторонников «изъятия» из природы чужеродных уток едва не остановила ее поголовную выбраковку (Vidal, 2012). Однако мнение защитников «аборигенной» белоголовой савки возобладало, и натуралисты, надеющиеся увидеть «румяную утку» в естественной среде обитания в Европе, должны поспешить, потому что правительство собирается потратить еще 200 тыс. фунтов на отстрел последней сотни особей и к 2015 г. истребить их полностью (Carrington, 2014). Вот так ни в чем не виноватая птица стала невольной жертвой необдуманных человеческих поступков.
САВКА – ОСОБЕННАЯ УТКА
Белоголовая савка имеет ряд необычных и даже загадочных особенностей. Так, для нее не характерны обычные для многих водоплавающих подъемы численности при росте общей увлажненности территорий и, соответственно, увеличении площади водоемов и улучшении гнездовых условий. Еще одна особенность – необычайно крупный (около 100 г!) размер яиц, которые самка откладывает до десятка и более. Часто общий вес кладки существенно превышает собственный вес утки, который составляет 500—800 г. Большой желточный мешок у птенца позволяет ему переносить длительные периоды бескормицы, но он же указывает на то, что именно в птенцовом возрасте эти птицы наиболее уязвимы. Известно также, что утки и в природе, и в неволе могут откладывать повторные кладки в случае утраты яиц. Однако оказалось, что савки могут откладывать вторую кладку даже при полном успехе первой! Такое явление наблюдалось в Карасукском питомнике в 2013 г., когда самки, содержащиеся вместе с выводками, вновь начали нести яйца.
СИБИРСКИЙ «НОЕВ КОВЧЕГ»
Карасукский научный стационар Института систематики и экологии животных СО РАН расположен на берегу оз. Кротово (Карасукский р-н, Новосибирская обл.). С момента его организации в 1962 г. здесь занимаются изучением природы лесостепной зоны, разрабатывают способы рационального использования природных ресурсов, приемов охраны и повышения продуктивности природных комплексов и сохранения биологического разнообразия. Как полевая и экспериментальная база, стационар обеспечивает проведение фундаментальных и прикладных исследований академических институтов, в том числе с участием зарубежных специалистов, а также подготовку молодых научных кадров. Здесь получают дополнительное экологическое образование школьники и студенты. В конце 1980-х гг. на стационаре был построен вольерный комплекс для содержания редких и интересных с научной точки зрения видов диких животных (дикуша, дрофа, речная выдра, европейская норка и др.). Исследования по изучению и разведению животных получили новый толчок в 1992 г., когда по инициативе ИСиЭЖ и Новосибирского зоопарка на базе вольерного комплекса было создано экспериментальное хозяйство Новосибирского зоопарка.
Результат такого межведомственного содружества оказался успешным. Так, в питомнике удалось сформировать единственное не только в России, но и в Европе размножающееся маточное поголовье различных видов тетеревиных. Еще один «пассажир ковчега» – дрофа, которая «залетела» в Красную книгу благодаря неумеренной охоте и разрушению местообитаний. Карасукский питомник наряду с другими организациями Европы и России включились в работу международного проекта по спасению этого степного вида в природе и разведению в вольерах. В течение десятилетий на Карасукском стационаре поддерживается и уникальная вольерная популяция дикуши – одной из наиболее редких и малоизученных птиц семейства тетеревиных. Сегодня в Маслянинском районе Новосибирской области проводится эксперимент по созданию западносибирской популяции дикуши из птиц, родившихся и выросших в вольерах на берегу оз. Кротово.