Даже из областных городов России педагоги уезжают за длинным рублем. Не говоря уж о сельских школах. Директора переманивают учителей друг у друга, как спортивные клубы дорогих игроков.
И главное - что думают об этом сами учителя в нашей глубинке.
- Почему, Владимир, вы сбежали? - злились читатели в телеграм-канале «Ворсобин».
И правда ведь… Сбежал...
Под моей фотографией, где я, учитель, у школьной доски, шло бурное обсуждение.
- Не стыдно? - спрашивали читатели.
- Все проблемы из-за таких, как вы.
- Да, - покорно соглашался я. - Из-за таких, как я.
Фото - школа мордовского села Семилей. Я учитель. Вот-вот прозвенит последний звонок. Прощаюсь с хулиганистым, шубутным, любимым 11-м «А».
Уезжаю в Москву.
«Владимир Владимирович, вы куда?» - жалобно спросила востроглазая со второй парты (троечница по литературе стала отличницей и даже грамматику подтянула).
«Куда вы, Владимир Владимирович?!» - забасил с последней парты мой гуттаперчевый Вася, с которым я воевал два года. (Гиперактивный Вася станет героем чеченской войны, выбросив вражескую гранату из окопа, - чему я нисколько не удивлен.)
- Правда, вы куда? - вздохнул класс.
...И вот через 25 лет я снова здесь. В Семилее.
Только в 11-м «А» теперь не 18 учеников, а трое. (Хотя сюда свозят уцелевшую молодежь со всех окрестных деревень.)
- Здравствуйте, дети, - говорю я. И по старой привычке жду: «Здравствуйте, Владимир Владимирович». Но в ответ молчание. В котором вопрос: «Зачем вы здесь?»
«Я ВАША УЧЕНИЦА. ПОМНИТЕ?»
И правда - зачем? Чтобы написать о нехватке учителей в России, мне бы поехать в красноярские леса, где мучается, например, директор Кежекской школы Богучанского района Мария Маркова. Бедная Мария Григорьевна. Ученики есть. А учителей - нет. Не хотят ехать педагоги в деревню, где и жить, собственно, негде. На квартиры для учителей у района денег не хватает…
Мне бы забраться еще дальше - вверх по Енисею, в Туруханский район, где в глухом поселке Сургутиха живет директор Светлана Попова. В интернете ее душераздирающий крик о помощи: детишки-то есть - аж пять - восемь человек в классе, только учить их некому… Обещает Светлана и зарплату хорошую, и квартиру, и полный соцпакет, и отпуск 80 дней, и льготный проезд раз в два года…
«Школа малокомплектная, новая, с хорошим оборудованием, - пишет она в объявлении. - Все в шаговой доступности. Дома для учителей новые, два года как после капремонта. Есть магазины, почта, медпункт. Наша деревня в живописном месте, экологически чистом районе».
Но - нет. Все равно учителя не едут…
И хотел я было написать из русской глубинки «Антипедагогическую поэму», ударить в тревожные колокола. Ведь, по статистике Минобра, в глубинной России не хватает:
27 тысяч учителей информатики;
30 тысяч - физики,
23 тысячи - химии;
30 тысяч - географии;
31 тысячу - биологии,
19 тысяч - музыки,
15 тысяч - рисования и черчения...
Но я подумал: а зачем мне Сибирь? Зачем забираться так далеко? Поеду-ка я домой, в Мордовию. Мою школу Семилейскую.
Ту, которую оставил…
- А-а-а, это вы, учитель-журналист, сбежавший от нас в Москву?! - незнакомая женщина, которую я встретил у школы, долго вглядывается в мое лицо.
- Тот самый, - краснею.
- Здравствуйте, - смеется. - А я ваша ученица... Помните?
МОСКВА ДАЕТ В 4 РАЗА БОЛЬШЕ
Учительский Саранск был ужален неприятной историей - летом в одной из самой сильных городских школ уволилась стразу треть (!) педагогов во главе с директором. Переманила Москва, предложив в 4 раза больше. Купила столица самый лакомый кусок учительский. И снялся педагогический табор, и потянулся на заработки в жирную Москву.
Кстати, приятель, рассказавший мне эту историю, упрямо преподает в Саранске английский.
- Слушай, - говорю. - Как эта несчастная школа вообще выкрутилась?
- А мы, провинциальные учителя, - зло усмехается: - не работаем, а именно что выкручиваемся. Нагрузка - 25 - 30 часов в неделю. За себя и «того парня», что уволился. При зарплате 30 - 40 тысяч пашем, не поднимая головы. Замкнутый круг - чем больше увольнений, тем выше нагрузка. А чем выше нагрузка - тем больше увольнений... Мы уже набираем студентов местного педвуза. Выгребли пятый, четвертый курсы. «Доедаем» третий. Студентам выгодно - они получают зарплату и минимальный стаж, чтоб после учебы... уехать. Думаешь, куда?
- В Москву или Питер, - говорим хором.
Ну что с приятеля взять. Мученик. Сам таким был.
Смотрим на часы. Приятель только пришел с работы, а ему нужно проверять тетради. До полуночи.
И мне так стало его жаль, что я подумал: имеет ли государство совесть?
И понял - имеет. Вероятно, поэтому в России появилась госпрограмма - на тебе, бедный друг, учитель, миллион рублей на карточку. Но с условием - пять лет продержишься в сельской школе, иначе денежку назад...
Просто и доходчиво. Кто хочет миллион? Вот он. Пожалуйста!
Называется такая госпрограмма «Земский учитель».
В Мордовии я нашел четырех смельчаков, подписавших такой контракт и за миллион отправившихся в деревню. Незаметных, трогательных героев, - вдохновенно представлял я, - пытающихся спасти школу…
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ: «МИЛЛИОНЕРША» В ДЕКРЕТЕ
Первый адрес - Учхозская средняя школа Краснослободского района, где начала работать мой первый «миллионер» - молодой учитель английского и немецкого Виктория Вечканова.
Родилась в Днепропетровске, муж перевез к себе, в Мордовию, окончила местный педвуз…
Свой миллион Виктория вложила интересно - в ипотеку и… в книгу.
- Это сказка с сюрпризом, - рассказывала она при вручении денег. - Я писала ее для своей дочери. Ей еще трех лет нет, а она уже задает нешуточные вопросы. Это создает тайну, в которую посвящены только мы, родители…
Но Виктории в шумных коридорах (шум тут упоителен, значит жива школа!) не нашел.
«Миллионерша» как-то сразу отправилась в декрет, к чему директор школы Владимир Маркин отнесся стоически. Каждый учитель на вес золота, но он верит в Викторию.
- Ждем ее возвращения, - убеждал себя он.
- А если не вернется? - осторожно любопытствую.
Мол, женщина. Где первый ребенок, там и второй. Бывает…
- Миллион тогда придется вернуть, - неуверенно молвил Маркин, и рассказал мне неожиданную историю. Директора школ, оказывается, похожи на… футбольных тренеров. Их задача - заманить новых специалистов, и главное - удержать старых. Чтобы «соперники» не увели. Ведь беда в том, что к Учхозской прикреплены еще несколько деревенских школ, где в классе по два-три человека, а из учителей - лишь несколько бабушек. Приходится возить учителей на автобусах в соседние деревни преподавать, а где педагогов взять?
- Ко мне подходят учителя и показывают письма из разных регионов, - грустно вздыхает директор. - Работают конкуренты! Моих заманивают в Ханты-Мансийск, например, предлагают сразу сотню тысяч. Недавно коллега рассказывала: ей прислали из Калининграда фото ее будущего дома. Приезжай с семьей, мол, и вселяйся - только детей наших учи!
- А наших, получается - брось?! - горько говорит Маркин.
А что поделать? Рынок. Хороший учитель денег стоит…
Нет квартиры, большой зарплаты? Извини.
Бедный регион - низкие зарплаты, замученные нагрузкой учителя.
Богатый - действительно качественное образование.
Шанс обойти это циничное правило - «Земский учитель» и его миллион.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ: ПРИНЦ В ПРОВИНЦИИ
Старинный городок Темников. Идиллия. Рождественская сказка о долгожданном принце.
Школа № 1 наконец обрела учителя математики и информатики. Хотя нет. Она его выстрадала.
- Три года я его искала, - улыбается директор Людмила Полшкова. - В объявлениях уже не требовала ни стажа, ни законченного образования. Лишь бы кто-то приехал! У нас учителя немолодые, уходят на пенсию. Еле уговорила пенсионерку вести предмет. Писала в министерство, просила…
Шанс, что кто-то «клюнет» на вакансию начинающего учителя с зарплатой в 25 тысяч рублей, был даже подозрителен, как наследство из Нигерии.
Представьте, что такое 25 тысяч рублей, если цены в магазине московские?
Но чудо! Из Саранска в далекий Темников отправился 21-летний Егор Демин.
- Я ему и классное руководство дала, и часы, лишь бы остался. - Людмила Петровна счастливо вздыхает. - Он у нас молодец!
Молодой, неженатый специалист так растрогал шеститысячный городок, что завуч школы отдала ему ключи от квартиры. Живи, мол, бесплатно (из расходов только 5 тысяч на «коммуналку»).
Егор теперь - местная достопримечательность. Эффект усиливает галстук, пиджак и модная (как тут всем кажется) прическа.
- Миллион на дороге не валяется, какой-никакой первоначальный капитал, - важно объясняет свой переезд коллега. Егор вложил свой миллион в новостройку. Конечно, не здесь. Конечно, в Саранске. Конечно, «чтоб не обесценилось».
- Хотя миллион сейчас уже практически не деньги, - говорит Егор.
Я по-учительски расчувствовался. Демин - это ж я в далеком прошлом… Такой же авантюрист.
Егор говорит, что в школе был отличником, но учителя его почему-то недолюбливали. Может, потому и стал учителем, чтобы залечить детскую рану. В школе подтверждают: ученики новобранца любят, и он к ним - с душой.
- Надо быть добрым учителем, - объясняет Егор. - Детям нужно навстречу идти в любом случае.
- Вы, Егор, большой оригинал, - не выдерживаю. - На такую зарплату и в глубинку.
И понимаю - вот зря. Призвание у Демина такое. Служит он… Шалопаям, которые выглядывают сейчас из-за двери. Для них он не Егор, а Егор Евдокимович.
- Если денег на нас, учителей, у государства нет, то хотя бы жилье давали, - предлагает с горечью Демин. - Молодые не идут на смешную зарплату… Эх (машет рукой) я бы много рассказал, что хочет педагог, но реалистом надо быть.
Улыбается виновато. Как и положено смиренному русскому учителю. Мол, извините, размечтался…
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ: ПРИРОДЫ РАДИ, А НЕ ДЕНЕГ
Маленький поселок Явас - в самом сердце знаменитого Дубравлага. Древние леса, реки, стерильный воздух, пропахший хвоей, хрустальная тишина и вышки лагеря.
Предприимчивая директриса местной школы Лидия Сергеевна Михайлова использует эту тюремную экзотику на все 100.
- Учительница жениха точно найдет! - цитирует ее интернет. - В УФСИН работает много хороших парней.
В школе 590 учеников. 58 первоклассников, в следующем ожидается 75. И с дефицитом учителей Лидия Сергеевна сражается азартно.
- Мы, страждущие директора, сидим на блоге «вакансии учителей» и ждем удачи, - говорит она, показывая сайт-«удочку» на экране телефона. - Так мне удалось найти семью москвичей, которая хочет сдать в аренду столичную квартиру и переехать в Явас. Их не интересует, конечно, зарплата, им нужны только наша природа и жилье, - смеется. - А почему нет?! Природы у нас много. Вот жду их окончательного ответа и очень надеюсь.
Последнее приобретение Михайловой - учитель начальных классов Юлия Куликова, которую удалось за миллион переманить из Нижнего Новгорода.
- Как вернуть учителей в русскую глубинку? - спрашиваю переселенку в уверенности, что ответит, как и все, - миллиона мало.
- Если честно, в миллионе от государства смысла не вижу, - пожимает плечами Ольга. - У нас, в Нижегородской области, сельским учителям давали больше - квартиру и автомобиль. Областная программа закончилась, и все. Школы снова пустые...
ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ: ДЕТИ ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ - ТЫ УСПЕШЕН
Ответ - как спасти русскую школу - я нашел в поселке Атяшево. Учитель математики Максим Горшунов решил уйти от саранских учеников к сельским. Не из-за миллиона.
Устал Максим быть городским педагогом-мучеником, которому может нахамить и родитель, и любой сопляк...
- А в деревне, - говорит, - весь поселок знает: ты учитель. Здесь тебя уважают…
По его словам, главное для учителя - конечно, заработок. Но еще и социальный статус.
Пока закрытие школ в вымирающих деревнях как-то подпитывает остающиеся в живых, но, говорит Горшунов, «когда я начинаю задумываться о будущем, плохо становится, словно машина в песке закапывает сама себя».
- А если государству взять да раскошелиться? - вспоминаю я смелую учительницу из Яваса. - Повысить зарплаты учителям вдвое - вы, например, получали бы 60 тысяч?
- Это остановит тех, кто собрался бежать из школы, - согласился учитель. -
Но чтобы молодежь пошла в педагоги… (задумывается). Главное, чтобы старшеклассники понимали: ты успешен. У тебя могут быть личные проблемы, дурное настроение, но ты заходишь в класс и смотришь на учеников как состоявшийся человек, а не унылый бедолага. Они ж тебя слушать по-другому начинают! Дети должны видеть в тебе какой-то ориентир. Образец. Который смог реализоваться, который кайфует от этой работы.
- Как вы это делаете за 30 тысяч?! - говорю с уважением…
В своей родной школе Семилея я сел на свое учительское место и долго смотрел в окно.
И представлял: а если бы я не бросил эту школу? Служил бы детям так же отчаянно и почти бесплатно, как эти четверо героев статьи? И на вопрос «Владимир Владимирович, вы куда?», ответил бы: «Да, куда я от вас денусь!..»
МНЕНИЕ НЕПОСТОРОННЕГО
Как нам спасти школу?
По моему скромному мнению, как человека, учительствовавшего в 90-е годы и посмотревшего на труд школьного педагога сегодня, необходимо:
Поднять зарплаты. Как это ни звучит кощунственно для Минфина, минимум в 2 раза. Тем более суммы не потрясают - те, кто зарабатывал 25 тысяч, будут получать 50. С учетом инфляции это уже неизбежная мера. Так мы хотя бы остановим бегство учителей из бедных регионов в богатые.
Восстановить распределение окончивших вузы на бюджетной основе. (Но с условием пункта 1.)
Ввести серьезные соцльготы.
Снизить нормативы для учительской ставки, не заставляя педагогов выгорать на работе.
Снизить норматив заполняемости классов с 30 учеников до 20, чтобы учитель был творцом на уроке, а не дрессировщиком.
Содержать штат учителей, даже если в сельской школе осталось хотя бы 50 учеников. Так сохранится и сама деревня. Закрытие сельской школы равносильно приговору деревне.
И главное - если государство не будет уважать педагога, культивировать почтение к нему, если через кино (помним фильмы «Доживем до понедельника», «Большая перемена»), через медиа не станет кропотливо взращивать идею - «Спасибо учителю», все будет бесполезно.