«Яндекс» решил продать сервисы «Новости» и «Дзен», которые ранее вызывали критику депутатов Госдумы и пользователей. Главный претендент на них — холдинг VK. Сам «Яндекс» сконцентрируется на развитии поиска и городских сервисов
О том, что «Яндекс» планирует продать свои сервисы «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен», РБК рассказали три источника, знакомых с планами компании. «В условиях усложнения доступа к капиталу и изменения экономической ситуации «Яндекс» решил сконцентрироваться на развитии поиска, технологий и городских сервисов», — объяснил причину продажи один из собеседников РБК.
По словам собеседников, обсуждения проводятся с несколькими потенциальными покупателями, но ключевой интересант — холдинг VK. Один из источников РБК также утверждает, что переговоры ведутся с конца прошлого года. Источник РБК в VK подтвердил факт переговоров с «Яндексом». «В VK считают эффективной формой сотрудничества развитие цифровых партнерств, которые позволяют взаимно усиливать компании в различных направлениях», — отметил он, отказавшись обсуждать детали.
Еще один источник РБК, знакомый с обсуждением вопроса, говорит, что идея продать «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен» изначально возникла еще четыре-пять лет назад, а прошлой осенью к этому вопросу «вернулись вновь». В качестве причины возможной продажи сервисов он называет следующие: «Яндекс» хочет быть технологичной компанией, а «Яндекс.Дзен» развивается больше в сторону соцсетей». Что касается «Яндекс.Новостей», то, по словам собеседника, он вызывает «много критики со всех сторон».
Каким образом сервисы продолжат свою работу, то есть останутся ли на основной странице «Яндекса» или изменятся, собеседники РБК не уточняют.
Представитель «Яндекса» заявил, что они «не комментируют слухи». Представитель VK отказался от комментария.
Как сейчас работают медийные сервисы
«Яндекс.Новости» — агрегатор новостных материалов, который посещают, по данным компании, более 10 млн пользователей ежедневно. Сервис был создан в 2000 году.
«Яндекс.Дзен» был запущен в 2017-м, является сервисом персональных рекомендаций и издательской платформой, где можно размещать публикации, находить аудиторию и зарабатывать на рекламе. «Дзен» изучает интересы пользователей и подбирает для каждого индивидуальную ленту рекомендаций. По итогам 2021 года у «Дзена» было 22,3 млн активных пользователей в день, что на 10% выше, чем по итогам предыдущего года. Плановая выручка «Дзена» в четвертом квартале прошлого года составила 18,9 млрд руб. Аудитория и выручка «Новостей» не раскрывалась.
«Яндекс» неоднократно обвиняли в том, что компания может влиять на формирование топа «Новостей». Например, в августе 2019 года депутаты Госдумы говорили, что намерены проверить, как формируются новостные топы в агрегаторах, предполагая, что поисковые системы «специально нагнетают социально-политическую ситуацию, оставляя в новостных топах заголовки с фейковой информацией». Принципы работы новостных агрегаторов заинтересовали депутатов после того, как в топе «Яндекс.Новостей» оказалось сообщение о предложении депутатов Госдумы запретить эксплуатацию старых автомобилей. В ответ на это источник, близкий к сервису, говорил, что в случае введения нового регулирования новостных агрегаторов они рассматривают различные варианты его развития, в том числе полное закрытие.
Но в самой компании неоднократно заявляли, что топ формируют не сотрудники, а специальный алгоритм. «Мы не влияем на суть того, что пишут СМИ. Мы транслируем то, о чем пишут в прессе, и являемся одним из многочисленных форматов, который существует в стране», — говорил в интервью РБК управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян.
С начала марта «Яндекс» ввел несколько изменений в формат «Дзена». Сначала временно перевел рекомендательную ленту на формат подписок: теперь пользователи видят только контент от заранее выбранных авторов. Потом ограничил доступ к контенту для иностранных пользователей.
Какие санкции угрожают «Яндексу»
Вечером во вторник, 15 марта, ЕС объявила о санкциях в отношении российских юридических и физических лиц. Среди прочих под них попал управляющий директор группы «Яндекс» Тигран Худавердян. Как поясняется в решении, бывший глава отдела новостей «Яндекса» обвинил компанию в том, что она является «ключевым элементом в сокрытии информации» о войне на Украине от россиян. Речь идет о заявлении Льва Гершензона, в котором он назвал «Яндекс» ключевым элементом «в сокрытии информации о войне». «Минимум 30 млн пользователей видят, что никакой войны нет», — говорил Гершензон.
Среди других причин введения санкций против Худавердяна указано то, что компания предупреждала российских пользователей, которые искали новости об Украине в поисковой системе, о недостоверной информации в отношении СМИ, к публикациям которых российское правительство предъявляло претензии. Кроме того, топ-менеджер присутствовал на встрече с президентом России Владимиром Путиным 24 февраля, посвященной влиянию санкций Запада, из чего власти ЕС сделали вывод, что он является членом «ближайшего круга олигархов» и поддерживает политику, проводимую главой страны против Украины.
О том, что Худавердян и еще 14 российских бизнесменов могут попасть под санкции ЕС, ранее сообщало агентство Bloomberg. До этого восемь представителей российского бизнеса попали под санкции ЕС после состоявшейся 24 февраля встречи с президентом России.
Осенью прошлого года у VK сменились акционеры: 4,8% обыкновенных и 57,3% голосующих акций компании получили СОГАЗ и Газпромбанк. После этого на должность главы компании был назначен Владимир Кириенко, бывший топ-менеджер «Ростелекома» и сын первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. 23 февраля Кириенко-младший попал под санкции США против ближайшего окружения президента России Владимира Путина. Сама VK под санкции не попала.
Юристы говорили, что, как и в случае с Кириенко, санкции в отношении главы «Яндекса» не должны отразиться на компании. В данном случае речь идет о личных санкциях, подчеркнул юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. Тигран Худавердян — не только управляющий директор «Яндекса», но и член совета директоров, при этом он не является собственником компании, поэтому наложенные на него личные санкции сказаться на ней не должны. «Если же эти меры опосредованно затронут «Яндекс», то компании придется идти по пути смены управляющего директора или исключения его из видимых членов совета директоров. Таким образом негативные последствия, если санкции начнут действовать на компанию, можно будет минимизировать, в противном случае компания может потерять свои активы и наработки за рубежом», — рассказал Вадим Ткаченко. «Если генеральный директор попадает под санкции, это не означает санкции для самой компании», — согласен руководитель практики санкционного права и комплаенса Pen & Paper Сергей Гландин. По его словам, в таком случае западные контрагенты и партнеры будут отказываться подписывать документы с заблокированным лицом. Обычно в таких случаях гендиректор дает доверенность на подписание документов с западными контрагентами, и бизнес функционирует как прежде.
Во вторник, 15 марта, было объявлено о назначении Тиграна Худавердяна на пост гендиректора «Яндекса» в России вместо Елены Буниной, которая останется HR-директором компании и будет заниматься образовательными проектами. Эту должность Худавердян будет совмещать с позицией управляющего директора группы. Ее гендиректором остается сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож. Причины перестановок представитель «Яндекса» не пояснял.