Минтранс России усилит контроль за выполнением международных чартерных рейсов и повысит ответственность авиакомпаний за качество обслуживания пассажиров. В случае массовых задержек рейсов Росавиация будет вносить ограничение в сертификат эксплуатанта, запрещая авиаперевозчику выполнять международные полеты. Кроме того, у непунктуальных авиакомпаний будут отзывать допуски на международные маршруты. Новые правила вступят в силу с начала действия осенне-зимнего расписания полетов.
Заместитель председателя правительства РФ Виталий Мутко 3 августа 2017 года поручил Минтрансу и Минкультуры представить ему в срок до 10 октября предложения, направленные на нормализацию ситуации на чартерном рынке авиаперевозок. Во исполнение этого поручения Министерство транспорта РФ уже подготовило пакет мер, направленных на повышение ответственности авиаперевозчиков за задержки вылета чартерных рейсов. Как рассказали «Известиям» в Минтрансе, новые инициативы должны будут вступить в силу уже с 29 октября 2017 года, то есть с начала действия осенне-зимнего расписания полетов авиакомпаний.
Минтранс поручил Росавиации в случае массовых задержек рейсов по итогам сезона принимать решения о внесении ограничения в сертификат эксплуатанта в части введения запрета на выполнение международных полетов, а также отзывать допуски на конкретные международные маршруты. При этом Росавиации было рекомендовано провести дополнительное обсуждение этой инициативы с авиакомпаниями.
Другое поручение Министерства транспорта Росавиации касается разработки отдельного порядка, который бы предусматривал обязанность агентства проводить анализ графика оборота воздушных судов на предмет его соответствия парку воздушных судов с учетом провозных емкостей. То есть Росавиация будет выступать в роли аудитора, проверяя возможности перевозчика по исполнению обязательств. Также агентство будет проверять наличие необходимого количества летно-технического персонала у авиакомпании.
Таким образом, с начала уже этого осенне-зимнего расписания вводится новый механизм, при котором туроператоры будут заключать договоры фрахта с авиакомпаниями только после того, как Росавиация удостоверится в возможности первозчиков выполнить заявленные объемы чартерных программ. Это позволит осуществлять контроль за выполнением международных чартерных пассажирских рейсов и повысит ответственность авиакомпаний за качество обслуживания пассажиров, подчеркнули в Минтрансе.
Как рассказал «Известиям» советник главы Ростуризма Дмитрий Горин, программы чартерных перевозок будут обсуждаться на заседаниях совместной рабочей группы Росавиации и туроператоров.
— Мы договорились, что у нас будет процесс взаимодействия по обсуждению допусков к выполнению чартерных рейсов, — отметил Горин.
Президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун сообщил «Известиям», что ассоциация готова участвовать в общественном обсуждении новых инициатив авиационного регулятора.
Кроме того, Минтранс поручил Росавиации ужесточить контроль за выпиской авиакомпаниями обратных билетов для пассажиров, следующих в составе организованных туристических групп. На сегодняшний день отсутствует контроль со стороны регулирующих органов за исполнением этих норм. Это приводит к тому, что авиакомпании нередко нарушают существующие правила, оформляя билеты только в одну сторону. Обычно это не создает проблем для пассажиров. Но в случае форс-мажора (например, в случае банкротства туроператора) право на обратный перелет доказать будет сложно.
— Предложения находятся в стадии проработки, — заявили «Известиям» в Росавиации.
По официальным данным Федерального агентства воздушного транспорта, в июне этого года были задержаны более чем на 2 часа 327 международных чартерных рейсов, что составило 8,9% от общего количества чартеров. Самыми непунктуальными оказались авиакомпании «Ай Флай» (18,1% рейсов) и «ВИМ-Авиа» (15,7%). В июле были задержаны 396 рейсов, или 9,9% от общего количества международных чартеров. Больше всех задержек вылетов было у авиакомпаний «Ред Вингс» (21,8%) и «Ай Флай» (19,3%).