США, Мексика и Канада в ночь на понедельник завершили длившиеся больше года переговоры об обновлении торгового соглашения НАФТА. Три страны—участницы прежней сделки согласились подписать новое соглашение о свободной торговле — USMCA (the United States—Mexico—Canada Agreement). Уступки, которых добился Вашингтон, не окажут существенного влияния на экспорт страны, Канада и Мексика получили гарантии сохранения доступа на американский рынок в случае введения США защитных пошлин на импорт автомобилей. Компромисс по USMCA может означать готовность США в переговорах к определенным уступкам всем, кроме своего главного торгового партнера — Китая.
После продолжительных двусторонних переговоров в Оттаве глава канадского МИДа Христи Фриланд и торговый представитель США Роберт Лайтхайзер заявили: стороны достигли трехстороннего соглашения о новом торговом договоре, который заменит НАФТА,— USMCA. «В результате появятся более свободные рынки, более справедливая торговля и будет обеспечен устойчивый экономический рост в регионе»,— говорится в сообщении. Президент США Дональд Трамп заявил, что «великая» сделка возвращает стране статус «производственного гиганта».
Пересмотр соглашения о НАФТА, утвержденного в 1994 году, был инициирован американским Белым домом в августе 2017-го. Дедлайн для достижения договоренности с Канадой истекал в ночь на понедельник — 31 августа администрация уже уведомила Конгресс о сделке с Мексикой, и законодателям США поступил бы текст соглашения лишь с этой страной. При этом ранее господин Трамп заявлял, что сделка будет утверждена в любом случае — с Канадой или без нее, и демонстративно конфликтовал с канадским премьером Джастином Трюдо. 1 октября же президенты трех стран уже конструктивно обсуждали детали USMCA на тройной телефонной конференции.
По итогам переговоров канадская сторона пообещала обеспечить доступ на внутренний рынок молочной продукции (фактически на условиях, ранее согласованных в рамках Транстихоокеанского партнерства, из которого США вышли,— сейчас правительство страны устанавливает квоты и цену молока, американские производители получат 3,5% рынка величиной $16 млрд). В Вашингтоне, в свою очередь, согласились сохранить действующий в НАФТА механизм разрешения споров в специальном арбитражном суде (позволяет оспаривать антидемпинговые меры США в отношении импортной продукции). Соглашение выводит из-под действия пошлин поставки автомобилей, грузовиков и автокомпонентов в США — в случае если в Вашингтоне решат ввести защитные тарифы, у Канады и Мексики останется квота на 2,6 млн автомобилей (в обоих случаях это выше текущих уровней экспорта).
В конце августа США уже договорились с Мехико. Основным требованием стало повышение в автопроме доли продукции, произведенной внутри зоны, для возможности ввоза без пошлин с 62,5% до 75%. В основном речь идет об автомобилях, производимых в Мексике и затем экспортируемых в США, изначально американская сторона настаивала на повышении порога до 85%. Помимо этого, две страны договорились, что в соглашении будет оговорка о том, что не менее 45% деталей должны производиться рабочими, оплата труда которых составляет не менее $16 в час. Для США этот вопрос по крайней мере символичен: риторика президента Трампа в этой части строится на том, что производство в США автокомпонентов и автомобилей угнетается низкими уровнями оплаты труда в Мексике, а схожие обстоятельства в целом ведут к потоку нелегальных трудовых мигрантов из Мексики в США.
Канада фактически приостановила переговоры в начале июня, после того как США распространили действие повышенных тарифов на целый ряд стран, в том числе участников НАФТА. В итоге Канада ввела ответные пошлины на американскую продукцию на $12,8 млрд. В Мексике ответные меры были оценены в $2,9 млрд, в понедельник в мексиканском МИДе заявили, что надеются на разрешение спора до подписания USMCA.
«Наиболее существенное изменение, заложенное в новом соглашении,— это новое название, остальные уступки оказались довольно скромными — увеличение доли продукции в автопроме приведет лишь к небольшому росту американского экспорта, эффект от поставок молочной продукции в Канаду еще меньше», указывают в Capital Economics. Однако сама по себе сделка является еще одним свидетельством того, что Дональд Трамп способен отходить от жесткой риторики в обмен даже на относительно небольшие уступки, позволяющие ему заявить о победе на переговорах. Это не пройдет незамеченным в ЕС, Японии и Китае, отмечают эксперты центра, если США введут защитные пошлины на автомобили, но их действие будет заморожено для европейских и японских автопроизводителей, то тарифы затронут лишь 15% американского импорта.
Полный текст USMCA не опубликован — скорее всего, его сейчас просто не существует. Сам документ, как уточнило мексиканское правительство, предполагается подписать на саммите G20 в Буэнос-Айресе 29 ноября. Из известных сейчас отличий НАФТА от USMCA в перспективе важно распространение нового договора на всю сферу IT-индустрии, финансовых услуг и на сферу интеллектуальной собственности, а также встроенный в USMCA механизм пересмотра раз в шесть лет условий соглашения. В НАФТА таких возможностей не было, что вызывало накопление вокруг него споров, и их невозможно было разрешать иначе как переговорами по схеме «все или ничего» (что, собственно, и произошло в августе 2017 года).
В администрации президента США предполагают, что USMCA будет «шаблоном» для всех последующих соглашений. С Китаем, однако, избежать усиления взаимного протекционизма будет значительно сложнее, ожидают в Capital Economics. То же, очевидно, справедливо и для ЕС. Реанимация НАФТА на не самых жестких условиях показывает, что люфт между переговорной позицией США и конечными условиями сделки может быть велик. В случае с ЕС в «пазле» торговых отношений есть критический элемент, усиливающий позиции США: Великобритания после Brexit может поставить с 2020 года на более тесный торговый альянс с США. Для Китая же уступчивость США в USMCA может быть сигналом: «стойкость в этих переговорах вознаграждается». Представители Минторга США в понедельник отмечали, что прогресса в других переговорах канадско-американско-мексиканская сделка, видимо, не вызовет. Но главная цель Дональда Трампа — новый режим торговли с КНР, а не с Европой. С большой вероятностью США предпочтут компромиссно урегулировать все спорные торговые вопросы, кроме последнего и главного — китайского.