Когда на приёме родители жалуются, что их ребёнок не ест множество продуктов, я всегда спрашиваю: «Но ведь борщ он любит? А котлетки, тефтельки, блинчики? Макароны, детские сосиски, гречку с мясом? Тогда почему вы не можете кормить ребёнка этими блюдами?»
Далеко не новая, но всё ещё актуальная для родителей проблема, – пищевая избирательность детей, когда они отказываются есть многие правильные и полезные про-дукты – начиная от рыбы и заканчивая творогом. Детки требуют одно и то же – макароны, сосиски, картошку и курицу. Большинство мам обеспокоены: если малыш всё остальное не ест, значит, недобирает нужных витаминов-микроэлементов и не развивается. И мамы продолжают решать вопрос по старинке, как было принято в их детстве: кормят чаще и больше, придумывая различные уловки, завлекая, пугая, включая мультики. Но довольно быстро взрослые заходят в тупик – ребёнок всё так же отказывается от многих продуктов. Мало того, таким поведением родители, сами того не осознавая, наносят серьёзный вред детям. Происходит глубокое нарушение пищевых стереотипов и привычек. Ведь никто не отменял значение такого процесса, как импринтинг – первично сложившееся впечатление у детей о любом явлении, в том числе и о продуктах.
НЕ ЕСТ – И НЕ НАДО
Нужно понимать, что ребёнок – это пока ещё отличный от взрослого живой организм. Дети вполне могут и не есть то, что привычно для рациона мам и бабушек. Проявиться это может с раннего возраста, когда в прикорм начинают вводить новые продукты. Причин может быть несколько – психологические, физиологические и патологические. Пищевая избирательность может быть следствием ряда генетических или ферментных нарушений, когда организм не может усваивать какую-то пищу – например, мясо (из-за сниженной кислотности) или молочные продукты (при лактазной недостаточности). Механизмы эти до конца не изучены, но врачи предполагают, что ребёнок подсознательно ощущает, что после употребления какого-то продукта ему дискомфортно в животике, поэтому он этот продукт отвергает. В случае, если ребёнок внезапно изменил своё пищевое поведение, – это всегда повод задуматься, понаблюдать и обратиться к врачу. И в такой ситуации насильно кормить его ни в коем случае нельзя. К психологическим причинам избирательного пищевого поведения детей приводит попытка родителей кормить ребёнка насильно или заставлять его доедать всё до конца, наказывать за отказ есть. А также попытка делать из кормления утомительную для ребёнка процедуру, когда в ход идут уговоры «за маму, за папу...», игры с птичками, злым дядей и т. д. Таким образом у ребёнка развивается отвращение как к отдельным продуктам, так и к самому процессу употребления пищи.
ДЕЛО ВКУСА
Очень часто детям может просто не нравиться вкус продукта, его вид, запах или структура. Некоторые дети не любят крупинки творога, фактуру зелёного горошка, вкус печёнки, запах лука – всё индивидуально. С возрастом это может измениться. А можно попробовать замаскировать эти неугодные продукты в удобную и любимую для ребёнка форму. Если не нравится творог в чистом виде, он запросто съест его в виде взбитой массы, йогурта или запеканки. Не ест мясо кусочками – предложите в виде котлет, мясных маффинов, печёночных оладьев. Из брокколи можно сделать пюре вместе с картофелем или запеканку. Если ребёнок не ест яйца, их можно приготовить в виде омлетных блинчиков, которые он с удовольствием съест. Иногда детям просто не нравится название блюда: уху он не будет, а рыбный суп – да. Бывают и объективные причины выборочного отношения к пище, о которых мало кто говорит – элементарное неумение мамы готовить. Ребёнку банально невкусно. А макароны трудно испортить. Иногда причина кроется в том, что мама считает свой собственный рацион приемлемым для ребёнка. Согласитесь, далеко не все дети с удовольствием будут есть суперфуды, которые любит мама. Опять же – кулинарная фантазия вам в помощь.
ПРАВИЛЬНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ
Лучше всего формировать пищевые привычки ребёнка с раннего возраста. Старайтесь вовремя прекратить грудное вскармливание, иначе малыш будет отказываться от новой пищи в пользу привычного молока. Постепенно вводите в его рацион новые продукты, возможно, вместе с теми, которые он уже любит. Но не допускайте ошибки – не приучайте ребёнка к сладкому вкусу. И наберитесь терпения: нередко для того, чтобы малыш согласился принять и попробовать новую пищу, её нужно предложить 8–15 раз.
Оставьте попытки уговорить и заставить ребёнка принять продукт – это вызовет у него ещё большее отвращение. Если он отказался от рыбы, предложите в другой раз. Иногда срабатывает приём «за компанию»: малыш видит, что рыба лежит на тарелках мамы и папы, и он тоже хочет последовать примеру взрослых. Или примеру дру гих детей – на детском празднике или в детском саду. Поэтому мамы часто удивляются, что в саду ребёнок ест, например, рыбные котлеты, а дома – нет. Вы можете начать рассказывать о пользе лука или свёклы, когда дети уже готовы воспринимать и понимать такую информацию. Обычно это происходит после 5 лет. Чтобы ребёнок захотел попробовать новый продукт, необходимо создавать доброжелательную и спокойную атмосферу, выбрать подходящий момент, когда малыш в хорошем настроении, не капризничает. Не делайте сладкие перекусы между основной едой, а строго придерживайтесь режима питания, тогда у малыша будет хороший аппетит – он успеет проголодаться, и в этот момент вполне можно предложить ему что-то новое. Но ребёнок не должен быть сильно голодным – в таком состоянии все дети капризны и даже агрессивны. Сформировать правильные пищевые привычки ребёнка под силу всем родителям. Помните, что даже если малыш не ест многие продукты, вы всегда сможете накормить его теми блюдами, которые он любит.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИКОРМ
В отличие от традиционного прикорма, когда есть очерёдность введения продуктов, разные каши и пюре, при педагогическом (естественном) прикорме малыш пробует взрослую пищу за общим столом с родителями. Так закладывается пищевой интерес у ребёнка.
ПРАВИЛА
➳ Получить у педиатра одобрение такого прикорма.
➳ Разделять кормление грудью и кормление за столом, чтобы отследить реакцию организма малыша на тот или иной продукт.
➳ Семья должна питаться правильно – блюда не должны быть жареными, копчёными, солёными и с приправами.
➳ Давать ребёнку продукты в минимальном количестве, поскольку сначала цель – не накормить, а дать попробовать, приучить ко взрослой еде.