— Спасибо! Дома, в кругу самых родных мне людей — мамы и бабушки. Обычно мы встречаем Новый год в Казани, именно там живет моя бабушка. Собираются родственники за большим столом, мы общаемся, смеемся. Новый год — это семейный праздник, и я не понимаю, как может быть по-другому. Но на этот раз мы остались в Москве, потому что 31 декабря у меня было выступление в ледовом шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады». Так бабушка сама приехала к нам! И традиция — справлять Новый год в семейном кругу — осталась неизменной.
— Мы всегда дома ставим елку, украшаем квартиру, развешиваем гирлянды. Таким образом создаем новогоднее настроение и приближаем долгожданный праздник. Еще 31 декабря мы с мамой всегда ходим на какой-нибудь новогодний концерт или спектакль. А 1 января почти весь день проводим на улице: катаемся на санках с горки или ходим в лес на лыжах. Это наша уже многолетняя традиция. В общем, стараемся проводить новогодние праздники активно.
— А вы в детстве верили в Деда Мороза?
— Конечно! Я писала ему каждый год письмо и просила тот или иной подарок. И Дед Мороз всегда приносил именно то, что я хотела. (Улыбается.)
— Какой подарок запомнился?
— Много было разных подарков, а вот тот, который бы запомнился надолго, наверное, у меня еще впереди!
— Позволяете себе на праздники съесть что-нибудь из «запрещенных» продуктов?
— Конечно! Правда, потом приходится попотеть в зале. Салат оливье съем с удовольствием.
— Камила, прошедший год был очень насыщенным. И, конечно, поздравляю вас с успешным выступлением на Гран-при России 2022 и блестящей победой на чемпионате России по прыжкам! Безупречные четверные прыжки!
— Спасибо. Побеждать, конечно, приятно. И радостно, что получилось кого-то удивить, кого-то порадовать.
— Что для вас означает выиграть первый в истории чемпионат России по прыжкам в фигурном катании?
— Это престижно, конечно.
— В январе 2023 года состоится Кубок Первого канала по фигурному катанию. Какой у вас настрой?
— Ну, какой может быть настрой у спортсмена? Радость от встречи с болельщиками, зрителями и другими фигуристами. Кубок Первого канала — это настоящий праздник фигурного катания, на котором всегда царит атмосфера соревнования и в то же время дружбы и улыбок.
— Международные соревнования и турниры внутри страны сильно отличаются?
— Соревнования всегда остаются соревнованиями. Волнение и переживания присутствуют на любых стартах. А вот мера ответственности разная. На международных чемпионатах ты представляешь не просто себя, а страну.
— Нашим фигуристам сейчас запрещено участвовать в международных соревнованиях. Как же спортсменам себя мотивировать?
— Конечно, это обидно. Но дополнительно мотивировать себя не нужно, потому что почти все сильнейшие фигуристки соревнуются именно в России. У нас много турниров и нешуточная, а порой и отчаянная борьба.
— Правда, что для спортсменов самое главное — участие в Олимпийских играх? Какие остались воспоминания об Олимпиаде?
— Да, принято считать, что Олимпиада — главное соревнование в жизни спортсмена. Олимпийские игры в Китае проводились в условиях жестких ковидных ограничений, поэтому особенной атмосферы единения спортсменов разных национальностей и видов спорта, о которой рассказывают, нам не удалось почувствовать, к сожалению. Но радость, гордость и ответственность мы, несомненно, испытали. А поскольку мы находились в Олимпийской деревне достаточно долго, то, конечно, была возможность пообщаться и подружиться с другими фигуристами из нашей сборной, например, с Женей Семененко, Андреем Мозалевым. Мы ведь живем в разных городах, а на соревнованиях общаться особенно некогда, там процесс слишком быстротечный.
— Во время Олимпиады к вам было приковано большое внимание. Это мешало?
— Знаете, внимание ведь бывает очень разным. Для меня Олимпиада разделилась на две части: командный турнир и личный. Когда мы выступали с командой, было очень волнующе, ведь для большинства из нас это первая Олимпиада. Поддержка зрителей на катке и у экранов телевизоров очень помогала. А в личных соревнованиях внимание было совершенно иного характера, и, конечно, это мешало и сбивало.
— Какой у вас график тренировок, когда вы готовитесь к серьезным соревнованиям?
— Мой график тренировок неизменен, он не зависит от подготовки к соревнованиям. И, в принципе, все дни у меня похожи, если нет никаких других дел, кроме тренировок и учебы. Просыпаюсь обычно в 7:30. С 8:00 до 9:00 — занятия онлайн с учителями из школы. Затем завтракаю и к десяти утра иду на утреннюю тренировку: хореография, лед, растяжка, СФП (специальная физическая подготовка. — Прим. ред.). После — возвращаюсь домой, обедаю, отдыхаю и снова занимаюсь с учителями онлайн. К 16 часам иду на вторую тренировку. Там у меня разминка, лед, джаз, кросс, растяжка. И после этого я свободна!
— Трудно ли постоянно держать себя в форме?
— Конечно, трудно! Попробуйте тренироваться шесть дней в неделю и не позволять себе лениться! И так много лет подряд. Ограничивать себя в еде, конечно, тоже приходится, и это, пожалуй, самое сложное. Ведь вкусненького хочется всегда.
— Расскажите, как проходят последние минуты перед выходом на лед. Как вы настраиваетесь?
— Как и все остальные спортсмены, разминаюсь, привожу свои мысли в порядок, стараюсь не смотреть выступления соперниц, а сосредоточиться на своей программе.
— Какие напутственные слова обычно говорит тренер?
— Про напутственные слова тренера часто спрашивают, и я неизменно отвечаю, что это очень личное, я не готова им делиться.
— А кто выбирает вам костюмы для выступлений?
— Их не выбирают, а создают для каждой программы. Сам костюм, его цвет должны соответствовать музыке, помогать спортсмену доносить образ до зрителей. А участников этого процесса много: тренеры, дизайнер костюмов для фигурного катания, швеи. Мое мнение тоже учитывается. (Улыбается.)
— Как обычно восстанавливаетесь после больших соревнований?
— По-разному бывает. Иногда я предпочитаю сразу выйти на тренировки, иногда беру один выходной. Но всегда по этому вопросу советуюсь со своими тренерами.
— А я как раз хотела спросить, чьи советы помогают вам в жизни…
— Я всегда прислушиваюсь к советам тех людей, которых уважаю. Но поскольку рядом со мной почти всегда находятся мама и тренеры, у них больше возможностей давать мне советы. Вот они мне и помогают.
— Действительно, ваша мама всегда рядом с вами: на тренировках, на соревнованиях. Она не боится смотреть на ваши прыжки?
— Мама меня всегда очень поддерживает. Смотреть на прыжки она, конечно, боится. Но ей приходится прятать свой страх, потому что для меня важно, чтобы она обязательно была на трибуне. Мне хочется кататься не только для зрителей, судей, тренеров, но и для нее тоже.
— Интересно, у спортсменов бывают выходные?
— У меня один выходной в неделю. Очень хочется в этот день просто лежать под теплым мягким одеялом, пить вкусный чай, слушать музыку или смотреть интересный фильм. Но если раньше я могла позволить себе такой «ленивый день», то сейчас делаю то, что не успеваю в будни: учеба, визит к врачам, посещение различных мероприятий.
— Но хотя бы новогодние каникулы у вас есть, чтобы полениться?
— На Новый год у меня всего три дня выходных — с 31 декабря по 2 января. А 3 января я уже должна быть на тренировке.
— Время на друзей остается?
— Да! Стараюсь выходной организовать таким образом, чтобы успеть все!
— В спорте важно выигрывать? Или главное не победа, а участие?
— Любой спортсмен, который участвует в соревнованиях, ставит себе цель одержать победу: над соперниками, над собой, над собственными страхами и неуверенностью, над трудностями, над обстоятельствами, над болячками.
— Камила, расскажите, а как вы пришли в спорт?
— Мне кажется, моя мама сразу поняла, что я буду спортсменкой. Увидела это во мне и не ошиблась. С трех лет я занимаюсь хореографией. Когда мне было три с половиной года, мама решила отдать меня в художественную гимнастику, но ей по телефону сказали, что принимают только с пяти лет. Тогда мама привела меня на каток, а там сказали, что возьмут меня с условием: буду слушать тренера и не стану грызть лед. (Улыбается.) С этого все и началось… Первый день я падала и вставала, плакала, на следующий день у меня поднялась температура. В детстве я часто простужалась, и для закалки было принято решение ходить на фигурное катание хотя бы год.
— Но вы же потом занимались художественной гимнастикой?
— Да, на гимнастику меня отдали через год, а еще записали в балетную школу. Через некоторое время от других секций пришлось отказаться ради фигурного катания. Лед я выбрала по двум причинам: мне очень нравились вращения и моя тренер Ксения Семеновна Иванова, которая учила нас новым элементам. Мне кажется, именно Ксения Семеновна разглядела мои способности.
— Свой путь в фигурное катание вы начали в Казани. А когда переехали в Москву?
— В шесть лет. Я начала заниматься в «Москвиче» у Марины Григорьевны Кудрявцевой. Дальше тренировалась у Игоря Александровича Лютикова, у Натальи Петровны Дубинской со Станиславом Ковалевым. Кстати, у Натальи Петровны я запрыгала тройные прыжки. И потом уже перешла к Этери Георгиевне.
— Почему решились на переход?
— Если бы Тутберидзе не взяла меня в свою группу, я бы вообще ушла из фигурного катания. У меня был не совсем удачный сезон, и появились сомнения в перспективах. Я думала, что, может быть, лучше заниматься танцами, балетом. Но мы с мамой поговорили и решили пойти на просмотр в группу Этери Тутберидзе. Мы знали, что Этери Георгиевна может научить чему-то новому. К тому же там девочки прыгают четверные. Наверное, это тоже стало решающим фактором. Очень хорошо помню свою первую тренировку: все бесконечно прыгали без устали, а у меня силы закончились к середине тренировки, но пришлось сцепить зубы и дорабатывать до конца.
— Как вы считаете, в чем секрет Этери Георгиевны?
— Во-первых, в том, что она безумно любит фигурное катание и способна работать по 20 часов в сутки 7 дней в неделю. Во-вторых, она умеет увидеть все положительные качества спортсмена и развивает их. Она очень требовательная, может и поругать, но и похвалить, когда надо. Может сказать какие-то слова, если видит, что ты немножко несобран. А еще она высокая и красивая. Я стараюсь на нее равняться — быть требовательной к себе, красиво одеваться и хорошо выглядеть.
— Слышала, что Тутберидзе очень редко хвалит своих фигуристок…
— Да, редко. Этери Георгиевна хвалит только в том случае, если действительно есть за что. Конечно, мне хочется, чтобы меня хвалили чаще. Но я знаю, что для этого надо: очень сильно стараться на тренировках. И я стараюсь.
— Можете вспомнить свои первые соревнования?
— Самые-самые первые соревнования были в четыре года. Помню, нам ставили какую-то дорожку. Я заняла там третье место, потому что ехала в «ласточке» и так высоко подняла ногу, что полетела вниз головой. На награждении нас выстроили в линеечку и сказали стоять и ждать. А на катке холодно, и вот мы стояли, мерзли и ждали, когда же нас наградят.
— Вы никогда не жалели, что все-таки выбрали фигурное катание, а не художественную гимнастику и не балет?
— Думаю, если бы я в свое время выбрала художественную гимнастику, то просто сейчас занималась бы ею. А балет… Прежде чем выйти на сцену, нужно много трудиться у станка. А занимаясь фигурным катанием, уже через год-два можно участвовать в соревнованиях. Но мне всегда хотелось танцевать, причем в самых разных стилях.
— Говорят, что у спортсменов практически нет детства: они все время тренируются...
— У меня было прекрасное детство. Вполне такое же, как у обычных детей и подростков: учеба в школе и занятия любимым делом. Только когда я пришла в группу к Этери Георгиевне Тутберидзе, поняла, что фигурное катание — это не просто хобби, оно очень многое значит в моей жизни. Я привыкла к ежедневным тренировкам и, когда не выхожу на лед хотя бы пару дней, начинаю скучать по нагрузкам. Я была во многих странах и городах на соревнованиях, познакомилась с интересными людьми. Временами кажется, что моя жизнь гораздо насыщеннее, чем у моих сверстников.
— И все же вы не могли бесцельно гулять с друзьями после школы…
— Может, бесцельно и не получалось гулять. Но с подругами я всегда общалась. Да, мы много часов тренируемся, да, параллельно учимся, но время на себя все равно остается — пусть его немного, но на то, чтобы встречаться с друзьями, ходить в театр и кино, в музеи, хватает. Просто надо уметь планировать свое время и правильно его использовать.
— Как же вам удается совмещать большой спорт и учебу?
— Сейчас совмещать учебу и спорт стало гораздо легче, ведь появились онлайн-форматы обучения. Таким образом практически каждый день я занимаюсь с учителями школы.
— Скажите, а вы отдали бы своего ребенка в большой спорт?
— В спорт бы точно отдала. А если будет получаться, тогда уже можно подумать и о большом спорте.
— На что вы потратили свою первую зарплату?
— Так я ее еще не потратила.
— Копите на что-то большое?
— Да, коплю. Конкретной цели пока нет. Есть мечты, но я еще не тратила свои деньги на их осуществление. Надеюсь, что в будущем я смогу помогать маме.
— Вы размышляете о том, что будет после фигурного катания?
— После фигурного катания будет не менее интересная и насыщенная жизнь. Причем, вероятно, связанная и с фигурным катанием тоже. (Улыбается.) Времени впереди еще довольно много, но думаю, что после школы буду поступать в институт физкультуры. Тренер — хорошая профессия. А если связать мой интерес к психологии и спорт, то можно попробовать стать спортивным психологом.
— Сейчас на Первом канале с успехом прошел «Ледниковый период». Ваши коллеги по льду попробовали себя в роли ведущих и в парных катаниях. А вы бы хотели попробовать?
— Я сейчас в таком возрасте, что каждый день хочется что-то новое попробовать: и в паре покататься, и ведущей побывать, и в кино сняться, и в театре играть… Кстати, меня в последнее время часто спрашивают, не хочу ли я стать артисткой. Наверное, стоит задуматься. Почему нет? Я люблю пробовать новое и открыта для предложений.
— Вы участвуете в шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады». Какие впечатления?
— Я очень благодарна Татьяне Навке за приглашение в шоу. Весьма интересный для меня опыт! «Шахерезада» — это уже второе мое ледовое шоу. Первым стал «Аленький цветочек». В самом начале я сильно волновалась, было непривычно, что у меня есть партнер. Но чем больше повторяешь, тем легче получается. А потом вживаешься в роль, выходишь на лед и проживаешь еще одну жизнь. «Цветочек» — это первая любовь, и она останется навсегда.
— Кто из фигуристов был и остается вашим кумиром?
— Самым первым кумиром стала для меня Юля Липницкая. Помню, как смотрела ее выступление на Олимпиаде в Сочи и мечтала, что тоже попаду на Олимпиаду. Когда уже работала в группе Этери Георгиевны, смотрела прокаты Алины Загитовой и старалась равняться на нее.
— Камила, чему вас научило фигурное катание?
— Чувствовать себя красивой на льду и в жизни. А еще фигурное катание, как и любой другой вид спорта, учит побеждать и проигрывать, преодолевать трудности, быть открытой для огромного количества людей. Спорт закаляет характер. Многое, что формируется во мне благодаря фигурному катанию, помогает в повседневности.
— А как относитесь к негативу, к публикациям, где вас критикуют?
— У меня нет времени, чтобы читать все, что про меня пишут. А если есть что-то важное и интересное, то мама обязательно дает мне прочитать. Конечно, я иногда вижу негативные комментарии. Но стараюсь не принимать это близко к сердцу. Если негатив конструктивен и рационален, то я готова задуматься. Но я держу в голове, что у каждого есть свое мнение и право его высказывать. И я, конечно, понимаю, что не могу нравиться всем.
— Как воспринимаете свою популярность? Не мешает в жизни?
— Спокойно отношусь. Пока популярность не мешает. Успех не влияет на то, как я сама воспринимаю и вижу себя. Я стараюсь оставаться скромной и вежливой.