Актриса Ольга Тумайкина, певица Женя Ефимова и водитель такси Надежда Семашка приняли участие в создании аудиоспектакля про женщин за рулем такси, а поставили его женщины-режиссеры. Цикл из трех пьес — «Рубикон» в постановке Анны Меликян, сценаристом которого стала Вера Богданова, «24 часа на своем месте» режиссера Юли Войтюк и «Нина на Ниве» Лены Кончаловской — был создан на основе историй реальных женщин — водительниц такси. Премьерная читка пьес недавно прошла в кинотеатре «Художественный». А теперь проект может послушать каждый желающий — на Яндекс Музыке и в Букмейте. Журнал «7 Дней» встретился с участницами необычного проекта.
— Надежда, Ольга, Женя, вас — таксистку, актрису и певицу — познакомил проект Яндекс GO «Да, мы за рулем». А как вы в него попали?
Надежда: Мне просто позвонили и предложили принять участие в читке аудиопьесы «Нина на Ниве». И я сразу согласилась, хотя и не представляла, что из этого получится… Сначала я должна была дать интервью, рассказать о своей работе. Договариваюсь по телефону с координатором о первой встрече: «Увидимся около стадиона, а там выпьем где-нибудь кофе...» Она отвечает: «Хорошо». За час до встречи пишу: «Давайте точно определимся по месту». Она: «Какой стадион вы имели в виду?» — «Стадион на Мещере». — «Ничего не понимаю... Вы что, из Нижнего?!» — «А вы что, из Москвы?!» Вот так смешно все началось.
Женя: Я тоже сразу согласилась, даже не дочитав пьесу до конца. Причем меня пригласили не только озвучить одну из ролей, но и как певицу и композитора. В проект взяли одну мою песню, очень для меня дорогую. Хотя пять лет назад, когда я ее сочинила, все говорили, что она странная: «Там же нет припева, что ты с ней будешь делать?» Но песня потом прозвучала и в сериале, и в спектакле. Поэтому, когда мне предложили исполнить ее в таком проекте, сразу заявила: «Ребята, я с вами!» Я озвучила пьесу «24 часа на своем месте». Она про многогранность женщины, которая одновременно может быть и хрупкой, и сильной. Ведь моя героиня преподает вокал в школе, после этого на своем авто отправляется домой кормить детей борщом, а затем едет таксовать, потому что ей нравится водить машину и общаться с людьми. Это же так важно — чтобы человек занимался тем, что приносит ему удовольствие.
И еще мне очень понравилось, на каком высоком уровне делался проект. Большая студия звукозаписи, целая команда специалистов: режиссер, звукорежиссер, фотограф, оператор, администраторы. Мой текст идет минут семь, а записывали мы его три часа — искали разные варианты, интонации.
— Ольга, в кино и театре вы сыграли десятки ролей. А чем вас привлекла пьеса «Рубикон», ее героиня?
Ольга: «Рубикон», который поставила Анна Меликян, — это как маленький приключенческий роман, после прочтения которого очень захотелось продолжения. Тем более формат, который предложила Анна — чтение пьесы со сцены, — мне очень интересен. Поэтому я с радостью согласилась.
— Героиня «Рубикона» поздним вечером везет на дачу большую семью...
Ольга: Да, вместе с котом, которого накануне приютили, с колбасой и пирогами, а еще со своими амбициями, характерами, семейными спорами. Это искрометная вещь, которую я прочитала на одном дыхании. Анна Меликян филигранно складывает диалоги, у нее потрясающее внимание к деталям, мелочам, которые она, как бусины, нанизывает на нитку. А финал пьесы неожиданный, но закономерный. Потому что торжествует все-таки великодушие, человеколюбие, доброта — то, что я очень ценю в людях. Мы встретились в Анной впервые. И сразу погрузились в работу, как будто знакомы много-много лет.
К слову, на записи аудиопьесы я встретилась также с моим прекрасным партнером по многим фильмам Сережей Беляевым. Очень его люблю, мы быстро, весело и с удовольствием сделали свою работу.
— Вы все трое водите машины. А как называете свое авто?
Надежда: Хряк. Он мальчик, хотя у него на панели есть стразы — я приклеила.
— А почему Хряк?!
Надежда: Потому что это «Лада» модели «XRay». Я просто добавила одну букву. И теперь на техобслуживание меня записывают не как «XRay», а как Хряка. Приезжаю, а меня спрашивают: «Ну что, Хрюшу опять сломала?» — «Да нет, на профилактику заехала».
Женя: А у меня Малышка или Бабуля, потому что моя машина маленькая и старенькая, ей 17 лет. В свое время купила ее как временное авто. А теперь не могу расстаться, настолько она надежная, стабильная и простая (у нее механическая коробка передач), а для меня это самое важное. Бывает, что-то с машиной происходит, начинаю гуглить, что это такое может быть, удастся ли дотянуть до сервиса. И читаю такие комментарии: «Выключите зажигание, стукните по панели, и все пройдет само». Выключаю, стукаю, и, действительно, все работает! А еще у Малышки компактный размер, только с таким и можно парковаться поздно вечером в Москве. У нас в семье есть другая машина — побольше, на автомате. Но я получаю удовольствие от механики, обожаю это ручное взаимодействие, слияние с машиной.
Ольга: А у меня Лео. Потому что на эмблеме этого автомобильного дома красуется сказочный лев.
— Ольга, а вы давно водите машину?
Ольга: Последние 14 лет. Юным водителем я никогда не являлась, долгое время была просто пассажиром. И да, до сих пор воспринимаю автомобиль как роскошь. У нас с моей машиной отношения на «вы», с уважением. Устройство автомобиля придумывают гении техники. А дизайн — настоящие художники, ведь авто бывают настолько прекрасными, что их можно считать произведениями искусства. А еще машина — это свобода от обстоятельств и личное пространство.
Женя: А я вот начала водить рано. При этом у меня не было машины, как, впрочем, и у других членов нашей семьи. А тут мы вдвоем с мамой пошли сдавать на права. Маме было за 50, мне около 20, и мы обе решили, что пора в жизни что-то менять. Когда сдавала теорию, экзамен завалила. Тесты для меня всегда очень сложная история, я не понимала, как можно запомнить все эти варианты. А вот вождение сдала с первого раза. В итоге справилась и с теорией, и мы с мамой вместе получили права.
Надежда: И я тоже не сразу справилась. Начала учиться и бросила. Но потом молодой человек, с которым я тогда встречалась, устроился работать инструктором по вождению. И я решила не упускать шанс. За рулем сразу почувствовала себя абсолютно комфортно. С теорией было сложнее: если пропускала одно занятие, полностью вылетала из темы. Однажды не пошла, когда изучали знаки регулировщика, — было лень. И потом еле разобралась, что к чему. Тогда решила: больше ни одного занятия не пропущу. Не пропустила, получила права и с тех пор четырнадцатый год за рулем.
— Надежда, вы не просто сели за руль, а стали водителем такси. Может, мечтали об этой профессии?
Надежда: Нет, мечты у меня были как у большинства девчонок. Сначала воображала себя журналисткой: издавала домашний журнал, писала статьи, клеила фото. Потом решила, что я — будущая учительница, и выставляла оценки воображаемому классу. После мечтала быть врачом, певицей. А затем вышла замуж и родила двоих сыновей (сейчас Марку семь лет, а Максиму пять). Денег в семье сильно не хватало. И когда младшему сыну было три месяца, я стала искать работу. Пыталась устроиться в магазин, на масложирокомбинат, но там полный рабочий день, а у меня малыш, которого надо кормить грудью. И я пошла подрабатывать в такси — по ночам и только в выходные, по несколько часов. В это время с детьми оставался муж. Но мне так понравилось, что я стала выезжать на трассу три дня в неделю, потом четыре. А сейчас работаю еще чаще. Потому что муж лишился работы. Так долго искал, что в итоге я собрала детей и ушла — мы разошлись. Через полтора года я как-то попросила его посидеть с детьми, и тут все снова закрутилось, мы опять стали жить вместе. Теперь, к слову, муж тоже работает в такси.
— Надежда, в пьесе «Рубикон», которую читала Ольга, клиенты ее героини поначалу недовольны тем, что за рулем женщина… А как ваши пассажиры обычно реагируют, увидев вас за рулем такси?
Надежда: Стереотип все еще существует. Но ситуация все-таки меняется. Лет пять назад клиенты очень часто говорили: «Ой, женщина за рулем... А мы точно доедем?» Я отшучивалась: «Нет, не точно...» А теперь практически каждый пассажир просто счастлив, если его везет женщина. Я мониторю отзывы о себе, и мне приятно читать: «Девушка — молодец, суперводитель, побольше бы таких».
— Кстати, а стало ли больше женщин за рулем такси?
Надежда: Да! Я сама двух девочек на работу устроила. Выполняла заказ, мы разговорились, и они попросили номер телефона. Правда, далеко не все женщины в этой профессии удерживаются. Потому что здесь как в любом деле: кому-то дано, кому-то нет — нужны способности. Самое необходимое качество — крепкая нервная система, ведь ситуации бывают разные. В итоге у одного водителя терпения хватает на один заказ, у другого на неделю, а у кого-то на годы... Я считаю, что женщины в основном водят осторожнее, не так агрессивно. Хотя я за рулем совсем не «ботаник». Иногда хочется проучить какого-нибудь наглеца на дороге.
Женя: Если говорить не о такси, а вообще, то количество женщин за рулем безусловно растет. В моем детстве такие дамы были исключением. А сейчас мои подружки обзавелись правами, а это, как я убедилась, первый шаг к покупке машины. Уверена: пока у тебя нет прав, машины точно не будет... Кстати, я согласна, что обычно женщина — это аккуратный и безопасный водитель. Потому что ей задали цель — доехать от точки А до точки Б, и она ни на что другое не отвлекается. Вот и я не очень люблю скорость. Обычно спокойно еду в правом ряду и слушаю музыку, медитирую, о чем-то думаю, сочиняю. Если у меня в работе есть какой-то трек, гоняю его по кругу, размышляю: тут можно вот это сделать, а здесь — это.
Приятно, что сильный пол всегда старается помочь даме за рулем. В нашем дворе зимой я часто вязну. Мужчины всегда подходят и заталкивают мою Малышку на парковочное место. Кстати, однажды ранней весной, когда снег уже подтаял, по двору поздно вечером проезжал другой водитель. А я застряла в снежной жиже. Я его предупреждаю: «Да здесь место очень сложное. И вы тут не проедете, лучше объехать». А он: «Не учи меня!» Поехал рядом со мной и тоже увяз! Причем потом он быстро успокоился и помог вытащить из снега мою машину. Шоферскую солидарность никто не отменял!
— Ольга, а вы как водите?
Ольга: Жестко, но аккуратно.
— Штрафов много получаете?
Ольга: Да, штрафы случаются, признаю. Возможно, как и у всех. Тоже аккуратно их оплачиваю. При этом паркуюсь я красиво и всегда так, чтобы никому не мешать.
— Ольга, а вы встречали в такси женщин-водителей?
Ольга: Да, не раз. И я считаю, что это совершеннейшие королевы! У них очень острая реакция. Пронзительные, как кометы. Искусство вождения придает им уверенность и особую самостоятельность, что вызывает у меня восторг и доверие. Они умеют предвидеть ситуацию: контролируют не только впереди идущий автомобиль, а и еще несколько машин перед ним. А если на дороге попадается лихач, то мудрый водитель даст ему возможность проехать вперед. В общем, если женщина за рулем такси — это всегда комфорт и спокойствие. Вы знаете, с такими женщинами я нахожу общий язык, порой даже не вступая в диалог. Потому что вижу: в подобной ситуации на дороге поступила бы точно так же. А иногда мы вместе с сарказмом высмеиваем горе-водителей, которые сегодня не с той ноги встали и поэтому решили отличиться на улицах Москвы своим особым стилем вождения.
Женя: Кстати, насчет разницы в стиле вождения. Мне давно интересна эта тема. Стили разные в каждой стране. Пять лет назад мы проехали на своей машине от Москвы до Грузии, а там добрались до границы с Турцией. Так вот, на Кавказе очень специфическая манера вождения: более энергичная, там часто подрезают, намного больше сигналят. И, что самое интересное, когда я четко соблюдала правила, оказывалось, что я двигаюсь как-то не так и всем мешаю. Там люди едут по каким-то своим внутренним законам. Меня несколько раз останавливали и ругали, правда не грубо, не обидно: «Куда ты едешь?!» Хотя я ничего не нарушала. Объясняла, что этот знак показывает вот это. А они: «Нет, тут ездят по-другому». Я поняла, что ездить как в Москве, а тем более спорить или что-то выяснять, бесполезно. Тут надо водить вот так, потому что так принято. Например, если тебе надо совершить маневр, нет смысла включать поворотник — надо выставить левую руку в окно, и тебя спокойно пропустят.
Кстати, в Таиланде то же самое, поворотники существуют, но знак рукой для водителей надежнее. Я там каталась на байке, а еще на Бали, и тоже пришлось подстраиваться под местную манеру вождения. Вообще, в Юго-Восточной Азии мне очень нравится. А вот арендовать четырехколесный транспорт в этом регионе не советую, потому что водители постоянно подрезают другу друга.
— Со стилями понятно. Ну а если вернуться к теме женщин в такси: Надежда, а какие забавные ситуации с пассажирами у вас происходили, каких необычных клиентов доводилось возить?
Надежда: Однажды в машине забыли кастрюлю с мясом для шашлыка. Обычно оставляют телефоны, сигареты электронные, а тут шашлык! Кстати, я все находки стараюсь возвращать, сразу пишу в службу поддержки. Но люди не торопятся забирать свои вещи, не перезванивают. Так что дома у меня лежит пакет, где уже года три хранятся несколько шарфов и шапок...
Что касается необычных клиентов, то много раз по ночам я возила женихов и невест — из ресторанов в отель или домой. Хотя у меня вовсе не лимузин, а мини-кроссовер, правда, он нарядный. А одну пару я даже в загс на регистрацию везла! Еще иностранца запомнила, который совсем не знал русского языка, не мог назвать точный адрес. Он спросил: «Ду ю спик инглиш?» А я: «Дую, дую, только плохо». Потом нашла аудиопереводчик, и мы смогли разобраться, куда ехать.
— Надежда, благодаря своей профессии каждый день вы знакомитесь с десятками людей. И у каждого клиента свой характер...
Надежда: Да, к каждому человеку надо найти свой подход. Кто-то очень хочет пообщаться с водителем — потому что у клиента хорошее настроение, или, наоборот, человек чем-то расстроен и ему надо выговориться. Поэтому специально садится на переднее сиденье. А некоторые, наоборот, предпочитают ехать на заднем в полной тишине.
— Были моменты, когда вам хотелось сменить профессию?
Надежда: Мне коллеги часто говорят: «Надя, может, хотя бы в отпуск сходишь?» И муж порой жалуется: «Думаешь только о работе...» А мне просто очень нравится. Руль — это мое, у меня хорошо получается. Тем более сейчас, когда появились сервисы, которые поддерживают водителей, помогают им. Да, порой бывают клиенты «не в настроении», но есть и очень позитивные люди. Одна женщина в конце поездки подарила мне шоколадку: «Вы меня и раньше возили. И, когда я увидела, что это вы снова ко мне едете, решила сделать вам приятное». Другой пассажир в подобной ситуации подарил коробку конфет. А Восьмого марта мне можно открывать цветочный магазин: столько букетов клиенты преподносят!
— Надежда, а вы сами пользуетесь услугами такси как пассажир?
Надежда: Очень редко. Последний раз — когда ехала в Нижнем на вокзал, чтобы отправиться в Москву на запись пьесы. В таких случаях всегда сажусь назад и все время удивляюсь: о, сколько тут места!
— Ольга, а вы когда пользовались такси последний раз?
Ольга: Сегодня, причем уже два раза. И после интервью тоже закажу такси. Просто день получился очень загруженный. И, чтобы не тратить время на парковку, например, прочитать пару сценариев, лучше заказать такси... Я очень признательна водителям такси и, когда возможно похвалить, всегда говорю: «Вы не только умеете ездить, но умеете возить».
— Женя, а вы ездите на такси?
Женя: Когда нет времени, когда нужно приехать вовремя, всегда вызываю такси. Либо когда сильно устала и хочется расслабиться.
Ольга: Я еще пользуюсь такси, когда мне надо сногсшибательно выглядеть — если надеваю вечерний наряд, шпильки, отправляясь на какое-то мероприятие. Например, на презентацию проекта Яндекс Такси в кинотеатре «Художественный» — это был потрясающий праздник. Я и в обычной жизни люблю «жить» на каблуках, и на этом вечере постаралась выглядеть особенно эффектно!
— Теперь, после презентации, аудиопьесы о женщинах за рулем такси может послушать любой желающий. Как бы вы кратко сформулировали главную мысль этих произведений?
Ольга: Они доказывают в который раз, что женщина прекрасна. И если кто-то почему-либо об этом забудет, мы все вместе ему напомним!
«Таксистка»
В жизни героини Натальи (Мария Куликова) все меняется, когда влюбленный в нее друг семьи решает разрушить ее жизнь. В надежде, что она обратится к нему за помощью. Героиня теряет все: мужа, работу, имущество. И встает перед сложным выбором: согласиться на предложение Сергея или попробовать спастись самостоятельно. Она решается на неожиданный шаг и становится таксисткой.
«Таксистка»
Главная героиня сериала Надя (Людмила Артемьева) — одинокая мать с тремя детьми, у которой весьма непопулярная в наше время профессия педагога-организатора во Дворце пионеров. Поэтому она вынуждена зарабатывать на жизнь частным извозом. Проводя целый день за баранкой своей кормилицы, Надежда постоянно оказывается в острых ситуациях, из которых выходит благодаря женской интуиции, чувству юмора и природному оптимизму.
«Нью-йоркское такси»
Лихачка Белль Уильямс (Куин Латифа) — самый быстрый таксист Нью-Йорка. Судьба сводит ее с талантливым сыщиком и настолько же бесталанным ездоком, которому нужна помощь профессионала, чтобы догнать банду грабительниц банков. Работая вместе с полицейским, Белль получает то, о чем давно мечтала: карт-бланш на езду без правил.
«Ночь на земле»
В центре сюжета пять необычных таксистских историй, которые случились параллельно за одну ночь в пяти крупных городах мира: Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Париже, Риме и Хельсинки. Главная героиня одной из них — эксцентричная таксистка в Лос-Анджелесе (ее сыграла Вайнона Райдер).