Как было бы хорошо заменить капризных и несговорчивых композиторов на компьютер, пишущий песни в соответствии с точной наукой сочинения идеальных хитов и с учетом всех параметров музыкального рынка! Наверняка не один поп-артист мечтал о чем-то подобном, а теперь, по мере того как искусственный интеллект (ИИ) все больше вовлекается в музыкальные процессы, эти мечты начали понемногу сбываться. Кому-то кажется, что ИИ поможет людям, другим – что все испортит. Несомненно одно: своим появлением он обнажил многие проблемы современной музыки.
В том, что искусственный интеллект пришел на территорию музыки, нет ничего неожиданного, если учесть, что параллели между математическими и музыкальными структурами проводились с древних времен. Первой попыткой вовлечения компьютера в музыкальную деятельность стали опыты британского математика Алана Тюринга, который в 1951 году запрограммировал занимавшую почти целый этаж института вычислительную машину на воспроизведение трех коротких фрагментов музыкальных пьес: In The Mood Гленна Миллера, детской песенки Baa Baa Black Sheep и гимна God Save The King. Машина выдала ряд угрюмых утробных звуков, навевавших ужас.
Десятки лет после этого компьютеры использовались, чтобы воспроизводить или обрабатывать написанную человеком музыку, но роль творца им предлагать не спешили: громоздко, некрасиво, да и у самих людей еще хватало свежих идей. Но постепенно идеи стали иссякать, а технологии, напротив, развивались. И в 2010-х мысль дать слово ИИ выглядела не такой уж и плохой, поскольку музыка, сочиняемая людьми, во многом стала напоминать самопародию. Даже поп-шлягеры 1980–1990-х, которыми раньше брезговали эстеты, начали казаться верхом изобретательности; современные композиторы словно исчерпали запас оригинальных мелодий и перешли на ресайклинг – вторичную переработку старого.
А ресайклингом может очень хорошо заниматься такая разновидность ИИ, как искусственные нейросети – компьютерные системы, имитирующие аналитическую работу человеческого мозга. К началу 2020-х нейросети научились, анализируя базы музыкальных данных, писать произведения в стиле Баха, Моцарта, Скрябина. Неужели машины зашли так далеко? Да, но от человека их по-прежнему отделяет один принципиально важный шаг – расстояние между имитацией и подлинным творчеством. Нейросеть может создать нечто, по форме напоминающее Баха, но подняться до уровня Прелюдии фа минор не может. По крайней мере пока.
По лекалу
И все же человечество само дает ИИ карты в руки, ведь значительная часть современной музыки вполне удовлетворяется повторением шаблонов, то есть тем, что уже сейчас по плечу нейросети.
Не секрет, что многие поп-композиторы работают по готовым схемам, собирая свои хиты-однодневки, словно конструктор, из хорошо обкатанных элементов: расхожих мелодических ходов и гармоний, модных аранжировок и нехитрых рифм. Муза, вдохновение и прочая романтика в этом деле не нужны и даже мешают – такие песни надо делать с холодным умом. Так почему бы не заменить этот холодный ум на ИИ?
Типичный пример шаблонов в музыке – конкурс «Евровидение», песни которого словно написаны какой-то общей для всех участников компьютерной программой. Неудивительно, что учредители AI Song Contest – проходящего с 2020 года в Нидерландах конкурса песен, созданных искусственным интеллектом, – прогнозируют, что скоро их лауреаты попадут на «Евровидение».
Популярнейшая музыка современности, англоязычный хип-хоп, также может быть подходящим полем для работы искусственного интеллекта. В прошлом бунтарское, кустарное творчество городских гетто, ныне хип-хоп (коммерческая его часть) – одно из самых шаблонных, предсказуемых направлений. С каждым годом отличить одного исполнителя от другого все сложнее, поэтому артистам, чтобы выделиться, приходится прибегать к разным ухищрениям: например, вмонтировать себе в лоб бриллиант стоимостью 24 миллиона долларов, как рэпер Lil Uzi Vert, или что-нибудь еще в этом роде.
Как раз Lil Uzi Vert недавно рассказал, что для своего нового альбома за полтора года сочинил 680 треков, то есть примерно в 30 раз больше, чем нужно. И теперь ему предстоит тяжелый процесс отбора. Представляя себе однообразие всего предыдущего творчества Lil Uzi Vert и его ничтожную смысловую нагрузку, стоит признать, что объем работ в 680 песен мог бы вполне выполнить искусственный интеллект, может быть, получилось бы даже лучше. И уж точно экономически рентабельнее. Впрочем, кто сказал, что рэпер не прибегал к услугам ИИ? Как это проверить?
Трудно проверить и обратно, то есть то, что выдается за продукцию ИИ. Например, в апреле много шума наделала сгенерированная нейросетью песня Heart On My Sleeve, подписанная именами популярных артистов The Weeknd и Дрейка. В Сеть ее выложил некто, спрятавшийся за говорящим ником ghostwriter («литературный негр»). Звучит песня как не самая удачная попытка дуэта упомянутых исполнителей, но то, что это плод работы ИИ, вызывает к ней особый интерес. Однако невозможно проверить, действительно ли эта вещь полностью создана ИИ или же человек вмешивался и правил всяческие несуразности и корявости, свойственные продукции нейросетей.
Если ИИ разовьется до такой степени, что будет способен штамповать приличные поп-хиты, обрадуются ли композиторы-ремесленники такой конкуренции? Если еще недавно для того, чтобы сочинить популярную песню, требовалось два человека: композитор и поэт-песенник, а то и вовсе один – сонграйтер, пишущий и музыку, и слова, то сегодня на звезд уровня Бейонсе работают команды из десятков композиторов, аранжировщиков, продюсеров. Что они там делают в таком количестве, сказать трудно, но эти люди ни за что не уступят свой кусок пирога никакому искусственному интеллекту.
Тихий шелест цифр
Говоря о возможностях ИИ, нелишне обговорить, что вообще понимается под музыкой сегодня. Ведь за последнее столетие это понятие весьма расширилось. Теперь это и индастриал, и нойз, и эмбиент, и дроун – стили, в которых нередко человек подражает машине, промышленным шумам. Вдумчиво прислушиваться к звукам, напоминающим гудение электрогенератора, ровный гул отдаленного шоссе, шуршание вентилятора, и находить в этом эстетическое удовольствие стало привычным делом для меломанов. Генерировать террабайты такой музыки для машины вообще не проблема.
Трогательный пример такого рода – бесконечная колыбельная, которую создала для своего сына канадская певица Граймс, загрузив фрагмент собственной песни в программу Endel. Получился очень приятный эмбиент. А если слушать его непосредственно в Endel, он еще и видоизменяется в зависимости от времени суток.
В электронной танцевальной музыке вроде техно или транса ИИ также выглядит на своем месте. Эти жанры основаны на сочетании ритма и меняющихся звуковых пейзажей – дизайн такого рода полотен не только не представляет проблемы, а, наоборот, кажется вполне естественным занятием для ИИ. Если 10–15 лет назад компьютеры могли генерировать причудливый визуальный фон к любой музыке, то теперь они могут точно так же составлять и саму фоновую музыку, собирая ее из простых элементов: ритма и набора звуков. Ярких мелодий здесь не требуется, достаточно хорошей атмосферы.
Собственно, все это уже происходит. К примеру, на прошлогоднем фестивале электронной музыки и визуального искусства «Меридиан» в Челябинске прошел конкурс сгенерированных нейросетями техно-композиций.
Графоманский интеллект
Однако ИИ претендует на сочинение и более изощренной музыки, например, песен с запоминающейся мелодией и вменяемым текстом. В 2016 году французский музыкант Бенуа Карре представил композицию Daddy’s Car, которую система Flow Machines написала, используя каталог песен The Beatles. Результат напоминал творчество одержимого битлами графомана – набор узнаваемых фраз и гармоний, надерганных из битловских песен. Но важно то, что вполне можно было поверить: эту песню сочинил живой человек.
В том же году сотрудники «Яндекса» Алексей Тихонов и Иван Ямщиков опубликовали альбом «Нейронная оборона», тексты песен которого сочинила нейросеть по мотивам творчества Егора Летова, лидера культовой сибирской группы «Гражданская оборона». Опять такой же эффект: будто слова писал не Летов, а некий подражающий ему графоман – образы по-летовски причудливы, но бессмысленны. В следующем году такой же эксперимент Тихонов и Ямщиков провели с текстами группы Nirvana, выпустив альбом Neurona.
В 2018-м американская певица Тэрин Саутерн выпустила альбом под названием I AM AI («Я искусственный интеллект»). Здесь нейросеть полностью отвечала за музыку, тексты же артистка писала сама. Судя по тому, что об этом альбоме вспоминают, лишь когда речь заходит о возможностях ИИ, ничего выдающегося нейросеть сочинить не смогла.
Недавно Google сообщила о создании искусственного интеллекта MusicLM, который генерирует и исполняет музыку в любом жанре по словесному описанию. Запрос может быть как кратким, например, «сыграй-ка нам эйсид-хаус 80-х», так и развернутым, с упоминанием различных нюансов. Нейросеть училась, обрабатывая 280 тысяч часов музыки, и пока создатели не считают ее совершенной: вокальные партии звучат не очень естественно, а если в композиции предполагается текст, ИИ чаще всего выдает околесицу на английском языке. В одном проценте случаев MusicLM может вместо собственного творчества дать «непереваренный» фрагмент из какой-либо известной песни, что вызывает сложности с авторскими правами.
Проблемы копирайта
Упоминавшийся выше псевдодуэт The Weeknd и Дрейка высветил еще одну проблему – авторских прав и доходов. Этот трек был опубликован не просто как любопытный курьез. Его выложили на ведущих стриминговых платформах, и за несколько дней он набрал миллионы прослушиваний.
По требованию компании Universal, выпускающей музыку обоих артистов, песню со стриминговых платформ удалили. Проблема в том, что трек, привлекающий слушателя громкими именами, собирал миллионы прослушиваний, но компания и музыканты не получили с этого ни цента, ведь это была просто шутка. Но шоу-бизнес таких шуток не любит.
Свои претензии фирма облекла в высокий слог, сославшись не только на нарушение закона об авторском праве, но и на заботу о всей «музыкальной экосистеме». На чьей стороне те, кто поддерживает подобные нелегальные развлечения с ИИ? – вопрошается в заявлении Universal. – На стороне артистов, фанатов и творческого самовыражения людей или на стороне фейков, мошенничества и обкрадывания исполнителей?
Даже если оставить денежный вопрос в стороне, мало кому из артистов может понравиться, что по Сети гуляют треки, подписанные их именем, и ладно бы еще удачные, а то и довольно посредственные. А учитывая объемы музыкального рынка, все это рискует перемешаться с настоящими песнями, и попробуй потом докажи потомкам, что это сочинил и пел не ты.
Возникает опасение, что ИИ породит новую форму аудиопиратства: мошенники будут выбрасывать на рынок уже не нелегальные копии записей, как прежде, а созданную ИИ от имени популярных исполнителей «фальшивую музыку», которую слушатели будут принимать за подлинник.
Вместе в будущее?
Насколько вообще привлекательна для среднестатистического слушателя сама идея наслаждаться музыкой, созданной ИИ? Даже если ИИ удастся сочинить нечто потрясающее и эмоциональное, не будет ли портить все удовольствие мысль – «эти звуки сгенерировала бездушная машина»? Это еще один вопрос, который ставит перед нами вторжение искусственного интеллекта в мир искусства.
Было бы несправедливо сводить всю историю об искусственном интеллекте в музыке к конкуренции между машиной и человеком, ведь ИИ может быть и дельным помощником. Создано множество удобных программ, помогающих композитору сочинить мелодию, подобрать гармонию и довести до ума всю песню.
Американская поп-группа Yacht прибегла к услугам ИИ, чтобы выйти из творческого застоя во время записи альбома Chain Tripping (2019). Музыканты «накормили» нейросеть своими старыми песнями, и та начала генерировать на их основе новые идеи. «Это позволило нам найти мелодии, спрятанные между песнями наших прошлых пластинок», – пояснили артисты. Нейросеть удивила группу Yacht. Она показала им мир их собственного творчества, но в неожиданном ракурсе. Артисты признались, что идеи, которые им предложил ИИ, были настолько смелы, что, если бы они сами и дотумкали до такого, то все равно бы побоялись реализовывать. В итоге Yacht прислушались к советам ИИ и остались довольны результатом. А Chain Tripping был номинирован на «Грэмми» в категории «Лучший иммерсивный альбом».
Так же, как нейросеть позволила этой группе взглянуть на себя со стороны, так и мы начинаем по-новому воспринимать музыку, когда в игру вступает ИИ. Возможно, нам придется пересмотреть критерии, по которым мы оцениваем искусство, ведь уже сейчас видно, что нейросети, например, могут создавать авангардные вещи не хуже любого живого авангардиста. Несомненно, деятельность ИИ обесценит многие творческие приемы и художественные направления. Но, может быть, в этом и есть одна из главных миссий ИИ – очистительная? Из всего того, что сейчас называется искусством, останется лишь то, что создать может только человек. И процесс очищения уже начался.