До Нового года почти месяц, а виноторговцы уже вовсю нагнетают страсти: мол, стране грозит дефицит хорошей выпивки. О том, что западные санкции на поставку алкоголя приведут к нехватке ряда популярных брендов, сообщили несколько популярных соцсетей со ссылкой на столичные магазины, торгующие шампанским Moet & Chandon ценой 5616 рублей за бутылку, виски Chivas Regal по 6-8 тысяч и ликером Baileys по 3-4 тысячи. Еще одна беда на пороге?
Тем временем в Минпромторге сообщают, что только с января по сентябрь в нашей стране произведено 94,15 млн литров игристых вин, а с осени их помесячный выпуск вырос еще на 20-25%. «В связи с этим причин говорить о возможном дефиците вин нет», — успокаивает ведомство. Но гендиректор Крымской водочной компании Виктор Злотницкий упорствует: проблемы есть с поставками крепкого алкоголя, поскольку запасы рома, джина, виски, французского коньяка истощились. Так ли это или здесь всего лишь маркетинговый прием, подогревающий ажиотаж и оправдывающий скорое повышение цен на заграничную выпивку?
Статистика Росалкогольрегулирования свидетельствует о значительном росте продаж отечественных спиртных напитков в нынешнем году — на 8,4% в сравнении с 2021-м. Данные ЕГАИС подтверждают: и в денежном, и в количественном выражении продажи российского алкоголя заметно опережают показатели зарубежных брендов. По официальной статистике регулятора, выросло не только потребление, но и отечественное производство элитного алкоголя — рома, виски, джина, кальвадоса и виноградной водки. За первые три квартала рост по этим позициям — сразу на 64,2%. То есть импортозамещение на рынке крепкого алкоголя демонстрирует внушительные результаты.
Другое объяснение этому феномену базируется на резком снижении потока российских туристов за рубеж. В результате, как утверждают эксперты, изменилось потребительское поведение. Оставшиеся дома люди чаще расслабляются известным способом и проявляют больше интереса к более доступным отечественным спиртным напиткам. О том же говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз: «В этом году граждане пили дома, а не на заграничных курортах».
В конце ноября начались поставки алкоголя из-за рубежа по параллельному импорту (в список вошли 40 брендов). Пресс-служба Минпромторга выступила с заявлением: «Алкогольная продукция, которая включена в перечень, может ввозиться на территорию РФ без согласия правообладателя. Торговые сети начинают поставки продукции в рамках параллельного импорта, и проблем с наличием популярных алкогольных брендов на полках на данный момент не ожидается».
Зато ожидается другое — возврат населения к массовому потреблению алкогольных суррогатов. Так, статистика засвидетельствовала растущий спрос на дешевое крепленое вино, розничные продажи которого за январь — сентябрь выросли более чем вдвое к прошлому году — до 5,13 млн литров. Причем драйвером стали отечественные портвейны по «демократичной цене» в 300 рублей за бутылку 0,7 литра. «Винный гид России» уточняет, что на сегодняшний день в розничной продаже представлены уже 43 наименования портвейнов, тогда как годом ранее на полках магазинов было лишь около 25 торговых марок этого напитка.
Учтем, что на родине портвейна в Португалии это вино считают вариантом аперитива, употреблять который следует «для возбуждения аппетита перед ужином на голодный желудок и в небольших количествах». Хорошая хозяйка может предложить вам портвейн и после трапезы в качестве дижестива — напитка, помогающего перевариванию обеда или ужина. А главное, технология производства в Португалии предусматривает как минимум двухлетнюю выдержку в дубовых бочках. Наш настоящий крымский портвейн должен иметь пятилетнюю выдержку. Не говорим уже о премиальной категории Vintage Port, которая настаивается в бочках от 20 до 30 лет.
Но если в России производство портвейна выросло вдвое всего за год, то о какой «выдержке» можно вести речь? Естественно, употребляют у нас портвейн не предобеденными рюмками, а гранеными стаканами или просто «из горла» — и до, и после, и в процессе закуски. В советские годы именно так пили знаменитый «Солнцедар» и прочие «шпалопропиточные» жидкости.
Конечно, нынешняя винная торговля во многом иная: нет прежнего дефицита, действует закон, по которому продаваемое в магазинах российское вино должно быть сделано на территории страны из винограда, выращенного на ее территории. И маркироваться с указанием зоны виноделия, сахаристости и выдержки: «выдержанное» — шесть месяцев, для крепленых вин — 12 месяцев, «марочное» — 18 месяцев. А суррогаты должны размещаться с маркировкой «Не является вином» на отдельных полках. То есть потребителю должна предоставляться информационная возможность выбора. Но торговая статистика свидетельствует: массовый потребитель все чаще выбирает бутылку по одному критерию — по цене.
В этой связи показательны свежие данные исследования аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza о том, что минувшим летом «россияне начали вести себя как во время карантинных ограничений и променяли культурный досуг на вредное потребление — сладости, алкоголь и табак». Траты на покупку таких товаров увеличились по сравнению с прошлым годом на 18,6%. Одновременно резко снизились расходы на посещение спортивных и культурных мероприятий — на 26,6%.
Больше всего тратились на алкоголь, сигареты и конфеты жители Камчатского края (6480 рублей на семью из трех человек в месяц), Москвы (6230 рублей), Мурманской области (6030 рублей), Чукотского автономного округа (6020 рублей), Ямало-Ненецкого автономного округа (5750 рублей), Ненецкого автономного округа (5310 рублей), Еврейской автономной области (5090 рублей), Ивановской области (4930 рублей), Ханты-Мансийского автономного округа (4660 рублей) и Тверской области (4650 рублей).
Есть и другая статистика — свидетельствующая о падении алкогольного потребления в ресторанах, кафе и барах. Количество таких заведений в России выросло на 3,5% к допандемийному уровню (нынешней осенью зарегистрировано более 176 тысяч), зато снизилась посещаемость — на 10% в дешевых и до 30% в дорогих. Получается, сограждане переходят на «домашнее потребление» не только в области развлечений — телевизор вместо похода в театр или на концерт, — но и в застольях. И здесь возникает вопрос: что же пьют россияне за домашним столом?
Сегодня почти половина потребляемых вин — иностранные, что нормально, такова общемировая практика. Однако без импортной составляющей не обходится и отечественная продукция. Наши виноделы закупают в европейских питомниках до 90% саженцев винограда. Дубовые бочки на 95% импортные. Бутылка наша, но пробка почти исключительно иностранная. Иностранная даже мюзле — проволока, которая держит пробку на бутылке игристого вина. А еще завозим не менее 80% средств защиты растений, лабораторные препараты и очищенные дрожжевые культуры, прессы и насосы — вплоть до бумаги и красок для этикеток.
Очень многие компоненты можно и нужно «импортозамещать». Но этим должен заниматься отечественный бизнес, который в последние годы вроде бы заинтересовался виноградарством и виноделием — не для прибыли, а в виде развлечений. Но далеко не все они занялись виноделием в России. Российский миллиардер, уральский металлург Дмитрий Пумпянский с сыном еще в 2008 году купили виноградники площадью 32 га на средиземноморском побережье Франции. Уже вложили немало миллионов евро в улучшение сортов, перевели их на «чистую биологию», без гербицидов и пестицидов, что позволило маркировать этикетки вин знаком «био». Построили на винодельне новые цеха. Совладелец транспортной группы «Н-Транс» Андрей Филатов в 2013 году купил виноградорское хозяйство La Grace Dieu Des Prieurs («Хранимые милостью Божией приоры») в Сент-Эмильоне (Франция, Бордо), основанное в 1885 году. Для работы над улучшением качества вина пригласил именитых специалистов. Партнер Романа Абрамовича Евгений Швидлер обзавелся замком и виноградником на юго-западе Франции в сентябре 2001-го. Через год наладил в хозяйстве производство кошерных вин. Площадь виноградников составляет 35 га, годовой объем производства вина — 125 тысяч бутылок. Еще на 3 га выращиваются сливы, из которых в шато делают бренди Z-Thenac...
Таких примеров можно привести десятки. Эту бы энергию (и деньги) потратить на российскую винную индустрию! Потому что виноделие — очень затратный бизнес, требующий длинных инвестиций, он окупается, лишь когда проект уже состоялся. Но до этого момента надо пройти долгий путь. Пройти его, как правило, могут состоятельные люди — недаром в царской России виноделием занималась аристократия.
«Сейчас же российский винный рынок находится в загоне, — утверждает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. — Первое место занимает пиво, потом идет водка, а потом уже вино. Хотя по качеству многие российские вина не уступают западным аналогам, а в некоторых случаях даже превосходят их». Но это конкурсные, выставочные данные, а средний уровень отечественного виноделия пока что очень средний«.
А в это время
В стране растет число желающих заняться виноторговлей. Главная новость: в их ряды пробивается «Почта России», владеющая сетью в 40 тысяч отделений по всей стране, которые замыслили «по совместительству» превратить в винные лавки с услугой доставки товара на дом. В Минпромторге охотно поддержали инициативу, в Минфине заявили, что эксперимент пройдет в русле программы импортозамещения, повлечет за собой развитие российского виноделия и изменит баланс спроса в пользу национальной продукции. Проект запустят в будущем году в порядке эксперимента в нескольких регионах, включая Москву и Подмосковье. Все будет, как в детском стишке: «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?». Только вместо письма — бутылка.