ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Фев. 5, 2024

Последняя электричка

Рейтинг: 0

Автор: Дмитрий Соболев. Профиль

Реформа железнодорожной отрасли, предпринятая в 2003 году, обернулась серьезными проблемами для пригородного пассажирского сообщения. Сократились объемы перевозок, регионы за редким исключением погрязли в долгах перед операторами – пригородными пассажирскими компаниями (ППК). Последствия кризиса в той или иной форме ощущаются до сих пор.

Путь на дачу и на работу

Появлением пригородного железнодорожного сообщения Россия обязана дачникам. В конце XIX века в Московской губернии на Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге начали курсировать так называемые дачные поезда. Они осуществляли перевозки пассажиров на несколько десятков километров от столицы, делая много промежуточных остановок. Новый вид транспорта был демократичным: вагоны третьего класса, места сидячие, цены на билеты приемлемые.

По этим же принципам в советское время было организовано пригородное сообщение, которое досталось в наследство современной России. Разница в том, что электрички и дизель-поезда начали перевозить не только дачников, но и рабочую силу: утром – в мегаполисы, где располагались крупные предприятия, вечером – домой, в города-спутники и близлежащие поселки и деревни. По факту пригородный железнодорожный транспорт выполнял уже не только социальную функцию, но работал в интересах национальной экономики.

Неприятности начались после распада СССР, когда Министерство путей сообщения (МПС) попытались адаптировать к рыночным реалиям. Получалось скверно: более десяти лет происходила деградация и падение основных показателей в сегменте пригородного пассажирского сообщения. Если в 1990 году в РСФСР электрички перевезли примерно 2,8 млрд человек, то в 1998-м – всего около 1,37 млрд.

Россияне меньше стали ездить на электричках еще и потому, что не на чем возить – на всех без исключения железных дорогах сократилось количество пар поездов. Произошло это вследствие износа и вывода из эксплуатации подвижного состава, обновлять который на тот момент было нечем. Рижский завод – в советский период главный поставщик пригородных электропоездов – после 1991 года был потерян.

Примерно по тем же причинам на значительной части узкоколейных железных дорог, обеспечивавших местное пассажирское сообщение, движение пришлось прекратить. Впрочем, большинство узкоколеек никогда не относилось к МПС, а принадлежало предприятиям. Это самостоятельный вид железнодорожного транспорта, услуги которого востребованы жителями отдаленных районов.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни